Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фотоальбом | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Павел Корин

Павел Корин
Павел Корин

Корин Павел Дмитриевич (1892-1967) - русский живописец. Отец Павла Корина был знаменитым палехским иконописцем, а дед в свое время даже имел "семейную" мастерскую. Как и все в Палехе, Павел с раннего детства помогал отцу и одновременно учился. Уже будучи известным художником, он каждое лето обязательно приезжал в родные места, один или с братьями, а когда в 1926 году женился, то с женой Прасковьей Тихоновной. Он гостил в просторном отцовском доме, вокруг которого росли березы и яблони. Позже Павел Корин попросил племянника посадить вместо яблонь липы. Именно здесь родились его столь разные по звучанию пейзажи "Палех", написанные в 1927, 1953, 1955 годах и украшающие ныне экспозицию Палехского музея холсты "Ветка рябины" и "Палехские сосны". Павел Дмитриевич, вспоминая родные места, как-то сказал: "С детства вошли в мою душу огненные гроздья рябин, Песни крестьян и птиц, весной казалось, что весь лес пел". Именно это глубокое, возвышающее чувство прекрасного придавало особое духовное напряжение героям его портретов, делало его даже самые строгие по рисунку композиции цельными и насыщенными, будто сотканными из полнозвучных цветовых гармоний.

Многие из полотен Корина стали легендарными. Так, во время Великой Отечественной войны, в 1942-1943 годах, Корин по заказу Комитета по делам искусств создал триптих "Александр Невский". А в феврале 1944 года, когда был освобожден Новгород, при въезде в город новгородцы установили огромную копию центральной части этого триптиха. Через 700 лет Александр Невский вновь вдохновлял воинов на борьбу с врагом.

Павел Дмитриевич Корин родился 25 июня 1892 года. С одиннадцати лет он учился в Палехской иконописной школе у Е. Стягова, потом работал в иконописной палате при Донском монастыре в Москве. В 1911 году познакомился с М. Нестеровым, вместе с ним участвовал в росписи церкви Марфо-Ма-риинской обители в Москве. В 1916 году Корину было поручено расписать стены подземного склепа-усыпальницы. В 1912-1916 годах он занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками были К. Коровин, С. Малютин, Л. Пастернак.

В это время в училище учились Маяковский, Бурлюк, Гончарова, Ларионов. Чтобы заработать на учебу, Корин оформлял книжки и рисовал заказные миниатюры.

В 1918-1919 годах художник начал преподавать рисунок и живопись в Государственных свободных художественных мастерских. А чтобы лучше выучить анатомию, работал в анатомическом театре 1-го Московского университета. На протяжении более чем десяти лет Павел Корин ездил в Киев, Новгород, Псков, Вологду, Ярославль, Владимир, где изучал старинные фрески.

В 1926 году Корин женился на Прасковье Тихоновне Петровой, которая училась в школе при Марфо-Мариинской обители, где они и познакомились. Прасковья Тихоновна была увлечена рисованием, и знакомые попросили Корина дать ей несколько уроков иконописи. Уже в 1919 году Корин сделал Прасковье предложение, но поженились они только в 1926 году, когда она окончила учебу.

В 1928 году Корин работал над своим первым большим произведением - пейзажем-панорамой "Моя Родина", а в 1929-м начал писать этюды-портреты к полотну "Уходящая Русь" (он писал их до 1937 г.).

С 1931 года Павел Корин очень подружился с Максимом Горьким и через год в Сорренто (Италия) написал его большой портрет. Поездка в 1931-1932 годах в Италию, Францию, Германию потрясла художника. Из Рима он писал своей жене: "Хожу я здесь и все вспоминаю Иванова, как он учился у Рафаэля и как сам стал таким же Великим и гениальным художником, как Рафаэль".

В 1933 году для Корина была построена квартира и мастерская на Малой Пироговской улице, где он жил и работал до последних лет жизни. На протяжении 1932-1959 годов П. Корин возглавлял реставрационную мастерскую Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В 1935 году - съездил во (Францию и Англию, а в 1939 - по заказу Комитета по делам искусств начал создавать портреты выдающихся деятелей советской культуры. За четыре года он написал Л. Леонидова, М. Нестерова, А. Толстого, В. Качалова, Н. Гамалею, К. Игумнова. Работая над образами выдающихся людей, Корин часто вспоминал уроки своих учителей: "Я помню, когда-то Крамской говорил мне, что ни один вершок холста не должен быть занят без крайней необходимости, экономика в слове у писателя и в композиционных оформлениях у нас, живописцев, одинаково необходимы. Это важно, как и то, чтобы изображаемое лицо или действие жило своей особой жизнью и заражало зрителей". Настроение героев Корина действительно "заразительно". Гордый, немного скептичный Качалов, отчаянно-нежная, вся в каком-то глубоком раздумье Н. Пешкова (1940), строгий, волевой Г. Жуков (1945), экспрессивный С. Коненков (1947).

Павел Корин подолгу всматривался в своих героев, хотел ухватить в них не только характер, но и сам их дух. За выполненный в 1957 году портрет художников Кукрыниксов (М. Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов) Павлу Корину была присуждена Золотая медаль Академии художеств СССР. А за созданный в 1958 году портрет М. Сарьяна - Золотая медаль Всемирной выставки в Брюсселе. Высоко был оценен и написанный им в 1961 году во время поездки в Италию портрет Ренато Гуттузо.

С особым глубоким подтекстом восприняли современники триптих Павла Корина "Александр Невский" ("Северная баллада", "Александр Невский", "Старинный сказ"). Работая над .ним в 1942-1943 годах, художник советовался с историками, сотрудниками Исторического музея, где с натуры писал кольчугу, латы, шлем, все снаряжение главного героя, образ которого он воссоздал на полотне всего за три недели.

В 1942-1945 годах Корин сделал эскизы для триптиха "Дмитрий Донской". В 1941-1947 годах работал над эскизами фриза "Марш в будущее", который должен был украшать большой зал Дворца Советов, а в 1951-1952 - над мозаичными панно для станции метро "Комсомольская" -кольцевая и витражами для станции "Новослободская". В 1960-1964 годах он был художественным руководителем Государственной центральной художественно-реставрационной мастерской имени И. Э. Грабаря. В 1965 году прошла персональная выставка в Нью-Йорке.

Особенно поражали всех, кто приходил в мастерскую к Павлу Корину, знаменитые его эскизы к картине "Уходящая Русь". Критик Ю. Осмоловский вспоминал: "Старик нищий с всклокоченной бородой и безумно горящими глазами врезается в мое сознание и будоражит его. Запоминаются выразительные женские образы и среди них молодая монашенка, исполненная фанатичной веры и отрешенности от суеты мирской".

Для картины "Уходящая Русь" Павел Корин заготовил огромное полотно, но написать ее не успел. Последней его работой был триптих "Сполохи" - своеобразный исторический реквием русским воинам-победителям.

22 ноября 1967 года Павла Корина не стало.

Всю свою жизнь он был очень требователен к себе и в одной из записных книжек написал: "Надо ставить большие, большие проблемы в живописи, проблемы самой живописи. Надо от безразличия, тупости и пошлости вздернуть ее до экстаза".

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?