Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фотоальбом | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Климт Густав

Климт Густав
Климт Густав

Климт Густав (1862-1918) - австрийский живописец. Один из основоположников и на протяжении восьми лет президент "Венского Сецессиона" Густав Климт в жизни был сдержан и замкнут. Возможно, именно эти замкнутость и внутренняя сосредоточенность и позволяли Климту создавать картины, которые были полны изысканной, музыкальной гармонии - гармонии, рожденной то тонкими импрессионистическими переливами цветов, то дивным звучанием орнаментальных ритмов. В 1898 году Густав Климт оформил по заказу музыкальный салон во дворце Николауса Думба на Рингштрассе. Сделанные им два панно - "Музыка" и "Шуберт за роялем" напоминают прекрасную мечту о чистом, возвышенном искусстве, которое очень ценилось венским обществом. Один из современников Климта Герман Бар утверждал, что "Шуберт за роялем" - это вообще самая замечательная австрийская картина.

Густав Климт родился 14 июля 1862 года в Вене в мелкобуржуазной семье. Его отец, потомок моравских крестьян, ювелир и гравер по профессии, жил довольно скромно, мать была уроженкой Вены. Густава, как и двух его братьев, отправили учиться в Школу прикладного искусства, с тем чтобы они стали хорошими ремесленниками. Густав Климт материально поддерживал родных до конца своей жизни.

Созданная по английскому образцу, Школа прикладного искусства давала серьезное художественное образование. В программе были и практические уроки технического мастерства, и подробный теоретический курс по стилям прежних эпох - дань увлечению историзмом. Самые талантливые ученики могли посещать занятия декоративной живописью у Фердинанда Лауфбергера и таким образом получить хорошее образование, как и студенты Академии художеств.

В 1879 году Климт вместе со своим другом Францем Мачем и младшим братом Эрнстом работал над эскизами к грандиозному праздничному шествию, которое было устроено по случаю серебряной свадьбы императора Франца Иосифа и императрицы Елизаветы. Оформлением торжества руководил модный венский художник Ханс Макарт. В то время он задавал тон в венской живописи своими огромными декоративными картинами, напоминавшими пышность полотен Рубенса и золотистые тона венецианской школы. Его мастерская напоминала кунсткамеру, где были собраны произведения искусства разных времен. В 1884 году Макарт умер, и его место занял многообещающий Густав Климт.

Завершив обучение, три друга - Густав и Эрнст Климты вместе с Францем Мачем - подыскали себе общее ателье для работы. Вместе они выполняли различные заказы, которые в основном получали от архитектурного бюро Фелнера и Хелмера, специализировавшегося в театральном строительстве. Они и сами стали специалистами в этой области и начиная с 1880-х годов оформляли интерьеры театров на территории всей империи. Их работы можно увидеть в городах Райхенберге (ныне Ли-берец, Чехия), Карлсбаде (ныне Карловы Вары, Чехия), Фиу-ме (ныне Риека, Хорватия) и Бухаресте. Одним из самых престижных проектов, выполненных им в этот период, был Румынский национальный театр в Бухаресте. Слава молодых художников росла с каждым новым заказом. В 1885 году им поручили по картонам Макарта расписать виллу "Гермес" - любимое место отдыха императрицы Елизаветы в пригороде Вены. Сюжетом росписей были сцены из комедии Шекспира "Сон в летнюю ночь".

В 1886 году ателье получило заказ расписать лестницы, потолок и люнеты в венском Бургтеатре - национальном учреждении, находившемся под покровительством императора. Каждая премьера в нем становилась важным общественным и культурным событием в жизни аристократии и среднего класса. Густав Климт выбрал античные темы ("Бродячая труппа Тес-пия", "Алтари Диониса и Аполлона", "Театр в Таормине"), а также сцены из "Ромео и Джульетты" в постановке шекспировского театра "Глобус". Несмотря на "театральность" композиции, произведения Климта стали новым и вдохновенным прославлением волшебства сцены. В них нашел выражение и культ искусства, который позднее, на рубеже веков, приобрел в Вене столь важное значение. В 1888 году император пожаловал художникам Золотой крест за заслуги.

В 1888-1889 годах Климт написал гуашью огромную картину "Зрительный салон старого Бургтеатра", где изобразил всех современных знаменитостей: политиков, ученых, художников и самых известных красавиц венского общества.

В 1892 году, когда Густаву Климту исполнилось тридцать лет, его мировоззрение решительно изменилось. В это время умер его отец, а через некоторое время за ним последовал младший брат художника Эрнст, который всегда был для Густава наиболее духовно близким из всех членов семьи и верным соратником в творчестве. У Климта началась глубокая депрессия, приступы которой сопровождали его на протяжении всей жизни. В 1893 году он был избран профессором Академии художеств, однако министерство культуры отказалось утвердить его назначение, хотя он был самым подходящим кандидатом. Климт в то время находился на перепутье между официальным академическим реализмом и бунтарскими экспериментами со стилем.

В 90-х годах Густав Климт вошел в общество современных художников и литераторов, их почитателей и меценатов. Это произошло благодаря его дружбе с художником Карлом Молем и семьей Флеге. Эмилию Флеге, сестру его овдовевшей невестки, Климт любил всю свою жизнь. Она воплощала для него образ высокообразованной, современной женщины - одновременно и интеллектуальной соратницы, и возлюбленной.

В работах Климта начало проявляться воздействие французского искусства. Исполненные в академической манере рисунки делались более непринужденными, смягчалась штриховка, вызывая у зрителя ощущение живой плоти. На смену классическим моделям приходят новые, непривычные, с очень чувственным типом красоты. Созданную в 1895 году высокую узкую картину "Любовь" ограничивают два золотых бордюра, украшенных сверху розами. На первый взгляд сцена кажется идиллической. Но, присмотревшись, легко заметить, что, если молодая женщина полностью отдается мечтаниям первой любви, взор ее, несомненно, более искушенного возлюбленного холоден и недоверчив. Будто явившиеся из кошмарного сна, нависают в дымке над ними символы разных возрастов женщины и ее судьбы. В этом произведении впервые у Климта прозвучала мысль о любви, нераздельной со смертью. В 1895 году был создан первый вариант картины "Музыка". Ее композиция, лишенная глубины и подобная плоскому архаическому фризу, была одним из первых примеров декоративного стиля сецессион. В этом произведении Климт определил свою вторую, наряду с дуализмом любви и смерти, тему - очищающую власть искусства, которое способно победить все разрушительные силы.

Весной 1897 года сорок художников вышли из "Дома искусства" и образовали "Венский Сецессион" (от лат. secessio - уход), или Объединение художников Австрии. Своим президентом они единогласно избрали Густава Климта. Сецессионисты хотели освободиться от тирании официального вкуса, попробовать переосмыслить в творчестве новые тенденции европейского искусства. Они начали издавать журнал "Ver Sacrum" ("Весна священная") и создали новый выставочный зал. На первой выставке экспонировались произведения не только австрийских, но и зарубежных художников, в том числе Брэнгвина, Арнольда Бёклина, Эжена Каррьера, Альфонса Мухи, Пьера Пюви де Шаванна, Фернана Кнопфа, Павла (Паоло) Трубецкого, Константина Менье и Опоста Родена.

Климт и его соратники Коло Мозер, Карл Моль, Альфред Роллер сдружились с профессором архитектуры из Академии Отто Вагнером, который много экспериментировал с новыми стилями. К ним присоединились архитекторы Иозеф Ольбрих и Йозеф Хофман. Их поддержали представители известных еврейских семей, принадлежавших к крупной австрийской буржуазии. Именно от одного из меценатов Климт получил в 1898 году крупный заказ - на оформление музыкального салона во дворце Николауса Думба на Рингштрассе. В этом же году появилось еще одно произведение в стиле сецессион - "Портрет Сони Книпс", где впервые платье играет такую же важную роль, как и сама модель. Однако лиризм, импрессия с легким оттенком меланхолии были лишь одной гранью таланта Климта. На второй выставке "Сецессиона" ярко проявилась другая, более мужественная, дионисийская сторона его таланта. Созданная в 1898 году "Афина Паллада" стала первой из многочисленной галереи климтовских "роковых" женщин. Художник смог здесь достичь тонкого равновесия между натуралистическими деталями и абстрактной орнаментальной формой. Эту притягательную, эротичную и в то же время сдержанную героиню называли "демоном сецессиона". Оживленные споры вызывали созданные Климтом в конце XIX - начале XX века картины "Nuda Verits", "Философия", "Медицина", "Юриспруденция". В "Философии" человек находится во власти универсума и иррациональных, равнодушных к нему сил природы. Окутанная туманом боли и страдания река жизни изначально несет в себе смерть. Видение мира у Климта - это видение Шопенгауэра - мир как воля, как слепая сила в бесконечном круге рождения, любви и смерти.

Все три последние полотна были предназначены для актового зала университета. Даже цвета имели в этих произведениях символическое значение. Темно-синий цвет и сверкающие звезды в "Философии" сравнивали с блеском отшлифованного лазурита. "Медицина" погружена в переливы теплых красноватых тонов (образ смерти сохраняется здесь в синем шлейфе, который вплетается в поток человеческой жизни). Воображаемое пространство "Юриспруденции" - это густая, все заполняющая черная масса, подобная чудовищным волосам, внутри которых - обвитые змеями фурии. Климт продолжал работу над всеми тремя картинами и после того, как они были выставлены. Он прорисовывал детали до 1907 года, хотя уже в 1905 году было ясно, что актовый зал университета не место для них. Наконец Климт обратился к своим друзьям и покровителям за помощью, чтобы убедить министерство культуры продать ему картины обратно. В одном из интервью Климт признался: "Довольно цензуры. Я обойдусь своими силами. Я хочу освободиться. Хочу отделаться от всех этих вздорных пустяков, сдерживающих мою работу, и вернуть свою работу. Я отклоняю любую государственную помощь и заказы. Я отказываюсь от всего".

После смерти Климта университетские картины попали в частное собрание Эриха Ледерера, в 1945 году они вместе со многими другими работами Климта сгорели в замке Иммен-дорф.

В 1901 году Климт начал работать над настенной росписью для выставки в честь открытия памятника Бетховену работы Макса Клингера. Климт искал ответа на вопрос о цели человеческого существования и, выполняя заказ для университетского актового зала, пришел к выводу, что ни философия, ни медицина, ни тем более право не в силах осчастливить человечество. Надежду ему даровала только символистская утопия "Сецессиона". Бетховен был для Климта и его друзей воплощением гения, любовь и самопожертвование которого несут освобождение. Климт представил в виде фриза Десятую симфонию Бетховена, следуя при этом толкованию Рихарда Вагнера. Фриз располагался в отдельной комнате и занимал три стены. Слева изображались страдания человечества и Герой - рыцарь в доспехах, идущий на бой ради избавления людей от зла, которого провожают на подвиг Слава и Сострадание. Летящие женщины в белых одеждах олицетворяли Надежду человечества. Центральную стену занимали силы зла. Зло подстерегало извне: три горгоны, над ними - образы Болезни, Безумия и Смерти и гигантская голова Тифона. Но есть зло, что скрывается и внутри человека: Сладострастие, Порок, Неумеренность. Одинокая женская фигура символизировала Скорбь. На правой стене, где были изображены Поэзия и Искусство, рыцарь попадал в мир чистой радости и блаженства, и хор ангелов пел торжественный гимн. Затем Герой встречал свою верную подругу, и пара символически сливалась со всем миром в примиряющем поцелуе.

Однако общество посчитало эти росписи безжизненными. Климту перестали давать государственные заказы.

В 1903 году на одной из выставок Климт показал поразительные по красоте пейзажи. А в 1905 году он и его друзья Карл Моль, Йозеф Хофман, Коло Мозер, Отто Вагнер и другие вышли из состава "Сецессиона", в котором теперь остались лишь импрессионисты.

Уже начиная с "Афины Паллады" Климт использовал квадратный формат, и все его пейзажи после 1899 года написаны на квадратных холстах. Климт считал, что именно такой формат придавал объекту особую атмосферу покоя и картина становилась частью вселенной и приобретала удивительную способность расширения в любом направлении, подобно орнаменту на ткани.

Портрет "вечной любви" Климта Эмилии Флеге, выполненный в 1903 году, был первым из серии женских портретов, где модель изображалась в пустом пространстве, одетой в платье с золотым, тонким, чеканным орнаментом. Эмилия Флеге вместе с двумя своими сестрами содержала известный салон моды. И этот фантастический наряд можно воспринимать как вполне реальный. Как писал один из критиков, "значение форм определяется простейшим зрительным сопоставлением традиционных символов мужского и женского начала... У Климта все - от человеческого тела до мира природы - пронизывают пыльца и пестики, сперматозоиды и яйцеклетки".

В 1903 году Климт дважды ездил в Италию, где его пленили золотые мозаики Равенны. Он и раньше часто использовал золото, а после путешествий в его творчестве наступил так называемый золотой период, который достиг своего апогея в 1907 году. Предметом искусства Климта теперь стали лирические изображения женщин и цветов. Он не просто воспевал чувственную красоту, а стремился остановить ускользающее мгновение гармонии.

В 1905-1907 годах Климт работал над фризом для дворца Стокле в Брюсселе. Это был его последний монументальный проект - три мраморные мозаики с инкрустацией золотом, эмалью и полудрагоценными камнями.

Одним из излюбленных мотивов Климта стала обнимающаяся под древом познания пара, особенно выразительно воплощенная им в знаменитой картине "Поцелуй" (1908). Говорили, что моделью Адама был сам Климт, а в своих объятиях он держит Эмилию Флеге. В этой райской идиллии есть не только блаженство, но и скрытый страх, а может, даже отчаяние. Влюбленные стоят на цветущей поляне, которая прямо под ногами женщины вдруг обрывается. Ева опустилась на колени, а Адам, похоже, стоит, но их головы находятся на одном уровне. Соприкосновение тел подчеркивается единым орнаментальным потоком их одежд. Даже объятие не дает влюбленным удовлетворения, их руки сжимаются будто в конвульсии. На выставке 1908 года кроме "Поцелуя" Климт показал и две другие "человеческие аллегории": "Надежду II" (1907-1908) и "Данаю" (1907-1908). Климт изображал женщин в самых разных ситуациях, очаровательных и отталкивающих, доступных и угрожающих, даже влюбленных друг в друга, как, например, на обоих вариантах картины "Водяные змеи".

В 1909 году в Вене появилось новое поколение художников, от которого Климт был в восторге. Это Оскар Кокошка, Эгон Шиле и другие. В это же время он был потрясен и работами Винсента Ван Гога, Эвара Мунка, Ловиса Коринта, Пьера Боннара и Анри Матисса, произведениями экспрессионистов, фовистов, Анри Тулуз-Лотрека, фовизмом.

Основные жанры творчества Климта остались неизменными вплоть до самой его смерти: портреты, пейзажи, аллегории. Но в поздних картинах уже нет абстрактности, они вполне реалистичны. К примеру, загадочные золотые "Водяные змеи" 1904-1909 годов стали на картине "Подруги" (1917) очаровательными лесбиянками. Фон украшают роскошные цветные узоры на восточные мотивы, которые словно опутывают фигуры и одновременно служат для выделения каких-то особых черт характера.

Тема доминирующей женщины присутствует на многих картинах Климта, но таинственные и угрожающие "роковые женщины" исчезают с полотен после 1910 года. На смену коварным, полумифическим женщинам вамп сецессиона приходит тип более нежной, ласковой, естественной женщины. Климт начал использовать только чистые краски, а контуры фигур на его картинах становятся округлыми и мягкими. Стареющий художник уже не изображал гигантского спектакля всемирного круговорота, а рисовал самые чудесные и счастливые моменты жизни. В картине "Дева" он попытался изобразить ощущения молодой девушки, превращающейся в женщину.

Начало Первой мировой войны потрясло Климта, но не отразилось в его работах. Мрачные ноты начали появляться только в 1915 году, после смерти его матери. Однако в 1916 году Климт вновь возвратился к празднику чудесной природы и женской прелести. Он создал множество пейзажей и чувственных женских портретов и начал работать над своим последним произведением "Невеста", которое полно тайн и загадок. Йоханес Дюбай предположил, что одетую в синее невесту окружают образы ее видений и предчувствий. Сохранилось 140 набросков, в которых можно увидеть развитие замысла. Среди переплетенных фигур слева угадывается лицо жениха. Справа есть женская фигура, которая воплощает идею экстаза и "исполнения". Недосказанность и обрывочность придают картине особое напряжение.

11 января 1918 года у Климта случилось кровоизлияние в мозг, а 6 февраля 1918 года он скончался. Это был год, когда умерли Отто Вагнер и Коло Мозер, закончилась Первая мировая война и распалась Австро-Венгерская империя. Таким образом, кончилась целая эпоха, символом культуры которой остается для нас Густав Климт.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?