Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Василий Кандинский

Василий Кандинский
Василий Кандинский
Василий Кандинский

Кандинский Василий Васильевич (1886-1944) - русский живописец. Любимым образом одного из основоположников абстрактного искусства Василия Кандинского на протяжении всей его жизни оставался скачущий во весь опор, летящий над землей всадник. Даже в композициях, состоящих из ритмизованных сочетаний цветовых пятен, сохраняется ощущение стремительного движения, полета. Всадник виделся художнику то в образе трубадура, то в образе святого Георгия, который побеждает дракона. Именно "Святой Георгий" был помещен на обложке альманаха "Синий всадник", который начал выходить в 1912 году в Германии под редакцией Ф. Марка и В. Кандинского. Современники восприняли это издание как "луч в будущее", то будущее, где должен был осуществиться синтез разных видов искусства. Сам Кандинский в те годы мечтал о "музыке сфер", занимался цветозвуковыми экспериментами. Он создал и опубликовал сценическую композицию "Желтый звук", где музыка, танец и цвет сосуществовали в неразрывном единстве. Как раз в это время австрийский композитор А. Шенберг написал партитуру оперы "Счастливая рука", где были предусмотрены самые разные световые эффекты, француз Р. Делоне придумал "светозвуковой орган", а русский композитор А. Скрябин свою "Поэму огня. Прометей" сопроводил световой партитурой. "Синий всадник" должен был дать новый толчок поискам цветозвуковых гармоний. Но началась Первая мировая война, Василий Кандинский вернулся в Россию, и его воображение покорили "пламенно-красные" московские дома, "низко гудящие деревья и на тысячу ладов поющий снег". Это была его еще не познанная родина.

Василий Васильевич Кандинский родился в Москве 4 декабря 1886 года в семье коммерсанта. После развода родителей Василий вместе с матерью переехал из Москвы в Одессу. Там он окончил гимназию, после чего поступил на юридический факультет Московского университета. На кафедре политической экономии и статистики он занимался под руководством известного ученого Александра Чупрова, который предложил ему после окончания учебы остаться на кафедре и защитить диссертацию. Через три года, в 1896 году, Кандинского пригласили преподавать в Дерптский университет. Но в душе его жила, как он сам говорил, "прежде безнадежная любовь к живописи". С самого детства старшая сестра матери Елизавета Ивановна воспитывала в нем любовь к прекрасному, учила понимать музыку, литературу, открывала перед ним глубокую сущность души русского народа. А в студенческие годы, когда ему приходилось работать в типографии, где печатали цветные репродукции, Кандинский открыл для себя Репина, Левитана, Поленова, начал ходить на выставки. Особенно поразили его в то время картина Клода Моне "Стог сена" и постановка в Большом театре "Лоэнгрина" Р. Вагнера, музыка которого рождала в его воображении "бешеные, почти безумные линии".

Василий Кандинский оставил науку и полностью посвятил себя изучению живописи. В 1896 году он отправился в "немецкие Афины", столицу Баварии Мюнхен, где в то время проводилось много самых разных выставок, работали частные художественные школы, Королевская академия художеств, издавались иллюстрированные журналы, возникла целая колония русских художников. Как и многие русские, Василий Кандинский начал посещать школу-студию словенского художника А. Ашбе, который утверждал, что каждый художник должен очень внимательно изучать анатомию, но, подходя к мольберту, забывать о ней, учил отбрасывать мелочи и культивировал широкое живописное письмо. Кандинский писал много пейзажей, и постепенно они делались все более и более декоративными, экспрессивными. Главным в них оставался цвет. Чтобы более свободно владеть рисунком и линией, Кандинский поехал учиться к профессору Королевской академии художеств Ф. Штуку, которого все считали "первым немецким рисовальщиком". Штук работал в русле самого популярного тогда в Германии течения - югендстиля (в России его называли модерном), учил добиваться эмоциональной выразительности цвета, шипи, переосмысливать формы живой природы.

В это время Кандинский увлекся прикладным искусством, много экспериментировал, делал эскизы женских украшений, керамические изделия и даже мебельную фурнитуру, а в 1902 Юлу организовал новое творческое объединение "Фаланга". При этом объединении, которое занималось пропагандой югендстиля, работала школа живописи, где Кандинский начал вести пейзажный класс.

Одной из его учениц стала Габриеле Мюнтер. В будущем известная немецкая художница, она почти на всю жизнь сделалась близким другом Кандинского.

Объединение "Фаланга" за два года провело 12 выставок, на которых экспонировались произведения художников Дармштадтской колонии П. Беренса, Г. Христиансена, П. Хьюбера и других. В картинах Кандинского в это время появляются мотивы, созвучные "мирискусникам" В. Васнецову, И. Билибину и другим. Это и дамы в кринолинах, галантные кавалеры и барышни в сарафанах и кокошниках. Почти ежегодно В.Кандинский приезжал в Россию, его произведения экспонировались на самых разных выставках. Однако он во многом находился под влиянием немецкой символистской литературы и живописи, которые, как считают исследователи, подготовили переход Кандинского в абстракцию.

В начале XX века Кандинский под непосредственным влиянием немецкого поэта-символиста С. Георге издал альбомы миниатюрных гравюр "Стихи без слов", которые поражают тонким лиризмом и музыкальностью.

В 1904-1908 годах Василий Кандинский отправился путешествовать по Европе и Северной Африке, а потом поселился в селении Мурнау у подножия Баварских Альп. Он опять создает живописные пейзажи, но они отличаются от его ранних работ. Увлеченный в это время творчеством фовистов, Кандинский пишет горы и озера, деревенские улицы крупными цветовыми пятнами, которые ограничивает темными контурами. Его картины декоративны, плоскостны, часто фрагментарны. Пластика и ритм доминируют в таких созданных в 1909-1910 годах картинах, как "Дамы в кринолинах" и "Озеро". В этих работах предметность как бы растворяется в пластике самой живописи.

Как признавался сам Василий Кандинский, огромное впечатление на него произвело открытие разложения атома, в какое-то мгновение ему даже показалось, что рушится весь мир, что "все стало неверным, шатким и мягким". Некоторые считают это одной из главных причин прихода его в абстракцию. Но "чудо вхождения в живопись" скорее всего произошло гораздо раньше, еще в университетские годы, когда он зашел в обычную крестьянскую избу.

Василий Кандинский вспоминал: "Ярко помню, как я остановился на пороге перед этим неожиданным зрелищем. Стол, лавки, важная и огромная печь, шкафы, поставцы - все было расписано пестрыми, размашистыми орнаментами. По стенам лубки: символически представленный богатырь, сражение, красками переданная песня... Когда я, наконец, вошел в горницу, живопись обступила меня, и я вошел в нее..."

И теперь он пытается "духовным взором проникнуть в глубину мироздания", вслушивается в "тайную и прекрасную музыку".

"Цвет - это клавиш,- писал В. Кандинский,- глаз - молоточек, душа - многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу".

В это время Василий Кандинский обосновал существование разных видов абстрактных композиций: "импрессий", которые появляются от непосредственного впечатления, от "внешней природы", и композиций, имеющих свою живописно-пластическую драматургию. Лучшими в его творчестве считаются созданные в 1913 году "Композиция VI" и "Композиция VII", возникшие, по словам В. Кандинского, так же, как возник космос,- "путем катастроф, подобно хаотическому реву оркестра, выливающемуся в конце концов в симфонию, имя которой музыка сфер".

В 1909 году В. Кандинский организовал Новое мюнхенское художественное объединение, в которое входили французские кубисты и фовисты, русские кубофутуристы и немецкие экспрессионисты, провозгласившие "принцип открытой эмоциональности", который вел к деформации предмета. Именно немецкие экспрессионисты открыли для В. Кандинского "звучащую духовность" и подтолкнули к идее создания альманаха "Синий всадник" и сценической композиции "Желтый звук".

Вернувшись в 1914 году в Москву, В. Кандинский увлекается видами Москвы, пишет "Зубовскую площадь", "Смоленский бульвар", работает над большим пейзажем Москвы, центром которого должна была стать Красная площадь.

Как очень чуткий художник, Василий Кандинский не мог не передавать в своих абстрактных полотнах тревожное состояние осени 1917 года. Неспокойные, похожие на морской шторм бурлящие полотна "Смутное", "Сумеречное", "Синий гребень" как нельзя лучше передают настроение того времени.

После революции Василий Кандинский активно участвовал в художественной жизни, его избрали членом коллегии Нар-компроса, руководителем секции монументального искусства Института художественной культуры. Он стал одним из организаторов Музея живописной культуры в Москве.

Композиции его картин стали более уравновешенными, цвета - яркими и сильными. В 1910-1920-е годы ему пришлось работать с такими художниками-авангардистами, как К. Малевич, А. Родченко и другими, которые тяготели к геометрии чистой формы. Именно в это время В. Кандинский создал "Белый овал", "Картину с остриями" и другие подобные композиции.

Василий Кандинский был вице-президентом Российской академии художественных наук, возглавлял ее физико-психологическое отделение. А в 1921 году его направили в Германию для создания международного отдела Академии.

Там его пригласили преподавать в созданном в 1919 году архитектором В. Гропиусом веймарском "Баухаузе", где уже работали известные европейские художники Л. Фейнингер, П. Клее и др. Василий Кандинский вел курс аналитического рисунка и мастерскую стенной живописи.

Сам художник называл этот период своего творчества временем "великого спокойствия с сильным внутренним напряжением", что чувствуется и в созданных им в это время геометрических абстракциях "В черном квадрате" и "На белом". В 1926 году вышла его книга "Точка и линия на плоскости".

Когда в 1933. году пришедшие к власти фашисты закрыли "Баухауз", Кандинский переехал во Францию и поселился недалеко от Парижа. В его так называемых "синтетических" произведениях последних лет, написанных в 30- 40-е годы "Голубом небе", "Полосатом", "Разнообразных действиях", лейтмотивом стало образное переосмысление микромира. Но главным осталось прежнее - созвучие разных цветовых сочетаний и линий... По мнению Василия Кандинского, цвет - это независимая духовная субстанция, которая имеет определенные свойства. Например, голубой цвет, по Кандинскому, выражает чистоту чувств и благородство намерений, а желтый - коварство, агрессию, недоверие, низменные инстинкты.

В 1944 году в Париже состоялась последняя персональная выставка Василия Кандинского, а 13 декабря этого же года его не стало.

Еще в 1930 году Василий Кандинский пытался в своей композиции "Чистый звук" заговорить о проблемах добра и зла на синтетическом языке живописи, музыки и пластики. И только через 70 лет его идея нашла воплощение в поставленном на музыку Альфреда Шнитке спектакле Театра пластической драмы. Постановщик спектакля Гедрюс Мацкявичюс, оценивая эту работу, говорил о том, что, "раскрепощая, освобождая человека от стереотипов виденного, она позволяет ему докопаться до глубин подсознательного в себе". Об этом Василий Кандинский не мог и мечтать.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?