Художник Илья Клейнер

Владимир Димитров-Майстора

Димитров-Майстора Владимир (1882-1960) - болгарский живописец. В жизни каждого человека приходит момент, когда он с особой силой, с особой остротой осознает свою привязанность, свою великую благодарность к родившей его, вскормившей и воспитавшей матери. Один из самых ярких болгарских художников XX века Владимир Димитров-Майстора в 1919- 1920 годах написал сразу несколько очень разных по звучанию, по настроению материнских образов. Когда видишь эти работы, начинаешь понимать, почему у Димитрова-Майсторы столько таких разных женских портретов. Так, понимая и любя свою мать, можно любить и понимать женщин.

Особенно впечатляет портрет матери, написанный в 1919 году. Боковое освещение, выхватывающее из полумрака только часть лица и переплетенные руки, делает образ живым, реальным. Мать задумчива и даже несколько печальна. Но эта печаль не безысходна, она полна материнской ласки, мягкости. Эта строгая, много на своем веку пережившая женщина находится во власти своих воспоминаний, она как бы растворяется в них...

Владимир Димитров-Майстора родился 1 февраля 1882 года в селе Фролош Дупницкой околии в бедной семье беженцев-крестьян из Македонии. В Болгарию они бежали после освободительной русско-турецкой войны 1877-1878 годов. В 1889 году родители Владимира переселились в город Кюстендиль. Отец никак не мог найти работу, и мать, чтобы хоть немного заработать, подряжалась прачкой, трудилась на чужих полях. Не хватало даже на хлеб, и Владимир закончил только начальные классы и прогимназию. Он работал маляром, потом писарем в суде. Но ему все время хотелось рисовать. Он рисовал всех, кого видел рядом,- швейцара, сослуживцев. Очень любил рисовать природу. Мечтал поступить в Софийское рисовальное училище, но поскольку денег на учебу не было, эта мечта была трудноосуществимой. К счастью, среди интеллигенции нашлись те, кто по достоинству оценил его рисунки и выделил средства на образование. Ради экономии Владимир пошел в Софию пешком.

Поступив в 1903 году в Софийское рисовальное училище, он изучал рисование, скульптуру, историю искусства, а затем поступил в класс живописи профессора Ивана Мрквички. Во всех студенческих конкурсах Владимир брал неизменно первые места. Когда конкуренты узнавали, что он будет участвовать в конкурсе, они тут же забирали свои работы. Товарищи начали называть его "Майстора" ("Мастер"). Это прозвище со временем стало его второй фамилией.

В 1903 году Димитров-Майстора попал на экскурсию в Россию, побывал в Одессе, Киеве, Москве и Петербурге. Особенно понравилось ему творчество Репина.

Ездил молодой художник и в Константинополь, в Венецию. В это время ему особенно нравились работы Цорна, Штука и Северина Крейера.

В 1910 году Димитров-Майстора окончил рисовальное училище и еще раз поехал в Италию.

В 1911-1918 годах он с небольшими перерывами преподавал рисование в Свиштовской коммерческой гимназии. В это время он много рисовал карандашом, тушью, иногда писал маслом и акварелью.

В 1912-1913 годах Майстора в качестве военного художника участвовал в балканской войне. Военным художником он служил и в годы Первой мировой войны. С 1919 года проходил стажировку в Софии, совершенствовался в Академии искусств, куда ходил просто рисовать. Ради творчества оставил работу в школе, долго бедствовал, а затем, бросив все, поехал в Кюстендиль. Он много ездил по окрестным селам, рисовал то, что особенно его впечатляло, а в 1922 году открыл в Софийском манеже выставку. На деньги, вырученные от продажи картин, Димитров-Майстора сначала поехал в Рим, а затем в США. Возвратившись на родину, поселился в Кюстендиле среди простых крестьян. Если за день не успевал окончить картину, работал и ночью, "чтобы не высохли краски". Именно поэтому тональный строй его картин отличается целостностью и технической выверенностью.

В 1927 году Димитров-Майстора поехал в Константинополь, где рисовал природу, базары, гробницы. Съездив в Сиракузы, на остров Сицилию, Димитров-Майстора опять возвратился на родину. Не желая менять свой образ жизни, даже отказался от места учителя рисования в Софии, которое ему предлагали в 1930 году.

В начале своего творческого пути Димитров-Майстора делал многочисленные рисунки, выполненные тушью и акварелью, писал портреты близких или хорошо знакомых ему людей и автопортреты. То, что он писал широкими, резкими мазками, позволяло ему как бы вылепливать лица своих героев.

В 1924-1928 годах Димитров-Майстора начал поиски "интенсивных колористических гармоний", увлекся цветовой декоративностью. Его портреты, выполненные в декоративно-плоскостной манере, поражают своей жизненностью и глубиной. Димитров-Майстора долгие годы жил среди крестьян и как никто знал их быт, их характеры. Он рисовал сцены крестьянского труда, празднества, природу. Образы его картин с фронтальными, "ковровыми" изображениями несколько идеализированы, обобщены. Очень выразительны такие картины, как написанные в 1935-1938 годах "Невеста", "Обед жнецов", "Семейство" и "Девушка".

В картинах "Пастух", "Бездомные" Димитров-Майстора показал быт бедноты. Он старался быть подальше от политики, изображал своих героев и героинь среди природы, на земле, среди плодов. Формы на его картинах объемны и упруги, колористическая гамма интенсивна. Он как бы радуется тому богатству, которым одаривает человека земля.

"Уединившись в саду, среди жужжания пчел,- как-то сказал Владимир Димитров-Майстора,- я чувствую себя как в раю,- где уж там думать о реальной жизни".

Его девушки и женщины - горды и чисты. Их взгляды некоторые сравнивают с каплями утренней росы. А его старики - человечны и мудры. Димитров-Майстора любил писать не только тяжелый крестьянский труд, но и праздники.

Четыре года работал художник над триптихом "Свадьба", который должен был состоять из картин "Невеста заводит хоро", "Невеста целует руку посаженого", "Свадебный стол". Для того чтобы точно, эмоционально изобразить болгарский народный танец хоро, Димитров-Майстора сделал множество набросков. Очень колоритен и герой его написанной в 1936 году картины "Жнец". Как будто излучает солнечный свет улыбающаяся "Девушка из села Шишковцы" (1943).

Умер Владимир Димитров-Майстора 29 сентября I960 года. Живопись Димитрова-Майсторы тесно связана с болгарским народным искусством, он создал целую галерею глубоко народных, возвышенных и притягательных образов простых тружеников и тружениц - тех, кто умеет и любит трудиться на земле. Его картины экспонировались в Праге, Берлине, США.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.




Выставка работ
Книги