Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Эдгар Дега

Эдгар Дега
Эдгар Дега

Дега Эдгар (1834-1917) - французский живописец, график и скульптор. Полные неизъяснимого пластического очарования, его "Голубые танцовщицы" появились в 1897 году. Этот как бы лучом прожектора выхваченный из жизни балерин фрагмент стал одним из величайших произведений не только самого Эдгара Дега, но и всего мирового искусства. Дега любил изображать не столько сами спектакли - праздник театральной жизни, сколько их прелюдии. В часто фрагментарных, но всегда динамичных, с очень точным и гибким рисунком композициях он показывал всю напряженность каждодневного утомительного труда артистов и в то же время восхищался неповторимым очарованием их даже будничной закулисной жизни. Под пристальным взглядом художника она тоже превращалась в своеобразное сценическое действо. Картина "Голубые танцовщицы", в отличие от ранних произведений увлеченного импрессионизмом Дега, более декоративна и даже плоскостна. Художник выполнил ее в технике пастели, которая изумительно передает вибрацию цветов. В 90-е годы у Дега начало падать зрение, и он практически перестал писать маслом.

Дега был аристократом, он вырос в богатой благополучной семье, и, как говорят современники, его, очень уравновешенного, а порой ироничного, редко охватывало душевное смятение. Ипподром, театр, да еще женщины, которых он любил изображать в обыденной, повседневной жизни,- вот, казалось бы, и весь круг его тематических пристрастий. Но бесчисленные вариации этих тем давали Дега возможность показать жизнь во всей ее полноте и правдивости. Один из самых тонких ценителей искусства художественный критик Поль Валери писал в свое время о нем: "Как истинно верующий видит в Боге высшего судью, с которым бесполезны уловки, сделки и комбинации, так и Дега оставался безупречным и неизменным, исключительно преданным абсолютной идее своего искусства. Он стремился только к тому, что было трудно достижимым".

Эдгар Дега родился 19 июля 1834 года в Париже в семье банкира. Его мать была креолкой из Нью-Орлеана. Еще во время учебы в лицее Людовика Великого Эдгар Дега увлекся рисованием, и отец разрешил ему превратить одну из комнат в мастерскую и познакомил его с коллекционерами Лаказом, "папашей Марсилем", Эдуардом Вальпинсоном, а также с гравером и живописцем Грегорио Сутзо. Получив степень бакалавра, Дега в 1853 году поступил в мастерскую живописца Жозефа Барриса, начал копировать гравюры Мантеньи, Дюрера, написал свое первое живописное произведение - портрет деда по матери Жермена Мюссона. В этом же году Дега поступил на факультет права Парижского университета, который через год оставил. Это было причиной его ссоры с отцом, которая, правда, длилась недолго. Дега путешествовал по Провансу, занимался в мастерской Луи Ламота, учился гравировать у Г. Сутзо.

В 1855 году он поступил в парижскую Школу изящных искусств и в этом же году посетил мастерскую Энгра, перед которым преклонялся с детства. Уважаемому академику было тогда около восьмидесяти лет. "Вот художник, который мог бы посвятить всю жизнь тому только, чтобы нарисовать одну женскую руку!" - сказал Дега об Энгре. И всю жизнь, как и его кумир в искусстве, он испытывал особое преклонение перед рисунком, создавал свои образы не столько с помощью цвета, сколько светотени. Именно пример Энгра вдохновил молодого Дега совершить несколько поездок в Италию, где он изучал и копировал старых мастеров (например, сделал копию правой части фрески Рафаэля "Пожар в Борго"). В 1856-1860-х годах появились такие картины Дега, как "Римская нищая", "Старуха в желтой шали", "Портрет семьи Беллели", "Семирамида", офорты "Портрет Турни" и "Автопортрет в мягкой шляпе". С 1861 года Дега начал коллекционировать японские ксилографии. В это же время он познакомился с Э. Мане. В 1865 году Дега впервые выставился в Салоне. Первой показанной там картиной стал "Эпизод средневековой войны". Во второй половине 60-х годов Дега посещал кафе Гербуа, где часто бывали Э. Мане, Ренуар, К. Моне, Базиль, Сислей, Э.Дюранти, которые в будущем стали основателями импрессионизма - нового течения в живописи, которое ставило главной задачей изображение видимого мира в его постоянной изменчивости.

Дега перестала интересовать историческая живопись. Он ныставил в Салоне "Сцену во время скачек с препятствиями (Раненый жокей)", написал "Портрет м-м Гожлен", "Женский портрет" и увлекся театром. После поездки с Э. Мане на побережье, где Дега сделал серию пленэрных пейзажей, он заинтересовался образами прачек и гладильщиц.

Осенью и зимой 1870-1871 годов Дега участвовал в обороне Парижа от пруссаков, служил в артиллерии под началом Анри Руара. Это было очень тяжелое время в его жизни. Он застудил глаза, зрение начало ухудшаться. К тому же погиб его близкий друг Кювелье, у которого он учился скульптуре. Когда Париж капитулировал, Дега вынужден был поехать к своим друзьям Вальпинсонам в Мениль-Юбер.

Возвратившись в Париж, Дега увлекся кафешантанами и балетом. Посещая фойе театра на улице Лепелетье, он написал "Балет монахинь в опере "Роберт-Дьявол", "Танцкласс Меранта в Опере на улице Лепелетье" и другие работы. С братом Рене Дега съездил в своим родственникам в Нью-Орлеан. В 1873 году в кафе "Новые Афины" зародилась идея создания независимого "Салона реализма". На первой выставке "Анонимного общества живописцев, скульпторов и граверов", которых с легкой руки критика журнала "Шаривари" окрестили импрессионистами, Дега выставил десять своих работ.

В 1874 году у Дега умер отец, оставив дела в довольно запутанном состоянии, а в 1875 году обанкротился брат Эдгара Ашиль Дега. Чтобы спасти его, Дега вынужден был распродать свою коллекцию произведений старых мастеров.

В 1876 году художник написал свои известные картины "В кафе. Абсент", "Танцкласс. Адажио", "Танцовщица на сцене. Звезда", а в 1877 - серию картин на тему кафешантана, "Танцовщицы у штанги", "Прачки, несущие белье" и принял участие в постановке комедии Алеви и Мейака "Кузнечик". Он все чаще работал в технике пастели. В 1879 году на IV выставке "Анонимного общества" Дега выставил 25 работ. В этот же год он познакомился с Гогеном и создал серию пастелей и монотипий, где изображалась жизнь обитательниц публичных домов. В это же время композиции картин Дега изменились - они вытянулись по горизонтали, сделались как бы "широкоэкранными". В начале 80-х годов художник экспериментировал с различными эстампными техниками, работал над восковой скульптурой "Четырнадцатилетняя танцовщица", все чаще начал изображать женщин, которые моются, вытираются или причесываются. Вместе с Писсарро, Кайботтом, М. Кассет он планировал издание журнала "День и ночь". А в VII выставке "Анонимного общества" участвовать наотрез отказался, потому что на нее приняли работы Ренуара и Моне, которые выставлялись и в официальном салоне.

Несмотря на резкое ухудшение зрения, Дега продолжал работать, и в 1885 году появились серии "Модисток" и "Обнаженных женщин, купающихся, моющихся, обсыхающих, вытирающихся, причесывающихся или дающих себя причесывать". Впервые в истории мирового искусства Дега начал изучать и показывать образы женщин во время подготовки их к одеванию - так, как уже показывал готовящихся к танцу балерин.

"До сих пор,- говорил Дега,- нагота изображалась в таких позах, которые предполагали присутствие свидетелей. Мои же женщины - честные человеческие существа, не имеющие никаких других интересов, кроме тех, что вытекают из их физического положения". В образах истощенных, болезненных женщин Тулуз-Лотрека современники видели "пролетарок любви". А женщины Дега выглядели как любовницы и жены респектабельных буржуа.

Зрение Дега продолжало ухудшаться, в 1904-1906 годах он почти ослеп, но продолжал писать крупноформатные изображения балерин. А в 1908-1912 годах вынужден был оставить живопись. Единственным посильным видом творчества для него осталась скульптура. Изображая балерин, купальщиц, лошадей, Дега стремился как можно выразительнее передать остановленное на мгновение движение.

В 1912 году умер один из самых близких друзей художника Анри Руар. В этом же году картина Дега "Танцовщицы у штанги", находившаяся в его собрании, была продана за 435 000 франков. Дега покинул свою мастерскую на улице Виктор-Массе, где жил последние годы, и переселился на бульвар Клиши. Больше он не работал и умер 27 сентября 1917 года.

А уже в 1918-1919 годах состоялось четыре распродажи его работ.

Ренуар как-то признался, что сделанная углем "Обнаженная" Дега кажется ему похожей на осколок прекрасного Парфенона.

После смерти друзья Дега с особой остротой ощутили, как он был одинок. Амбрауз Воллар вспоминал, что однажды Дега сказал ему:

- Легче привыкнуть к собакам и, пожалуй, даже к цветам на столе, чем к одиночеству.

- Почему же вы сами не женились, месье Дега? - спросил Воллар.

- Я слишком боялся,- ответил Дега, - что жена скажет про мою новую работу: "Как это мило у тебя вышло!"

Такая оценка звучала бы для него оскорбительно.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?