Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Ренато Гуттузо

Ренато Гуттузо
Ренато Гуттузо

Гуттузо Ренато (1912-1987) - итальянский живописец и график. В послевоенном итальянском искусстве неореализм стал путеводной звездой для многих ярких художников. Отражая действительность со всей остротой ее противоречий, утверждая духовность и особую романтическую возвышенность новых героев - людей труда, писатели, кинематографисты, театральные режиссеры, а за ними и художники использовали, переосмысливали художественные приемы самых разных течений европейского искусства, и прежде всего романтизма и экспрессионизма. Великий труженик, общественный деятель, борец за мир РенаТо Гуттузо был здесь одним из первых. Он считал, что без рисунка нет живописи, и, рисуя, как бы размышлял, осмысливал, осваивал новые пластические решения и одновременно стремился более точно передать присущее материи внутреннее движение. Самым ярким примером здесь может служить серия рисунков "Человек, читающий газету" (у Гуттузо есть и подобная серия живописных картин). Здесь штрих, отрываясь от пластической формы, приобретает самостоятельное значение. Подвижность газетного листа в руках человека заострена, усилена. Линия только намечает реальную смятость бумаги. Эти работы Гуттузо очень хорошо иллюстрируют типичную в XX веке тенденцию разрушения ограниченного живописного пространства, начало которой было положено художниками-постимпрессионистами. Если раньше предметы размещались как бы за холстом, то теперь холст не воспринимается как ограничивающий экран, а служит для того, чтобы выйти на зрителя, включить его в свое художественное поле. Таким образом, художественная плоскость превращается в художественное пространство. Гуттузо очень любил динамику и считал ее главным качеством материи. Приступая к работе над живописным полотном, он разрабатывал законченную живописно-объемную структуру, делал много рисунков, в которых, как правило, разлагал эту структуру на отдельные элементы, обнажая ее костяк, исходные и ключевые моменты.

Ренато Гуттузо родился 2 января 1912 года в городе Багерия. Учился в Римской академии художеств, а в 1939 году примкнул к антифашистским деятелям итальянской культуры, которые объединились вокруг журнала "Corrente" (Милан).

Он обратил на себя внимание в 30-е годы, впервые выступив в художественном конкурсе "Премио Кремона" вместе с уже известными в то время художниками Карра, Сирони, Кампилья.

Искусствоведы разделяют все творчество Гуттузо на несколько периодов. Первый - довоенный, второй - период Сопротивления, затем - первые послевоенные годы (1945- 1949), неореализм (1949-1955) и последний, заключительный.

В каждом из периодов есть "ключевые" произведения. В 30-е годы - это "Бегство с Этны" и "Распятие", с которыми связаны почти все графические работы этого десятилетия. Реалистическое, точное воспроизведение действительности мало интересовало Гуттузо. Он искал энергичных формальных решений и в их поисках усердно копировал картины Сезанна. В конце концов он начал находить очень энергичные, выразительные ракурсы, которые помогали ему сделать композиции более живыми, динамичными. "Распятие", которое Гуттузо написал в 1941 году, проникнуто пафосом борьбы с фашизмом. Его рисунки в это время тоже были полны антифашистских настроений. В одном из эскизов Гуттузо изобразил в виде главного палача Гитлера.

Чуть раньше, в 1937 году, появилась серия картин, в которых он пробовал размещать фигуры в интерьере. Это "Женщина на балконе", "Женщина, открывающая дверь", "Женщина в окне". В начале 40-х годов Гуттузо по-прежнему стремился активизировать все изобразительное пространство. Особенно это видно в таких его произведениях, как "Обнаженные", "Сидящая женщина", "Читающая женщина" и др. Главными в его творчестве остаются темы героической борьбы - "Расстрел", "С нами Бог!" и др.

В 1941 году Ренато Гуттузо начал делать наброски, но так и не окончил композицию "Резня", которая виделась ему чем-то вроде "10 000 христианских мучеников" Дюрера.

В 1943-1945 годах Гуттузо стал активным участником движения Сопротивления. А после войны - лидером реалистического крыла объединения "Новый фронт искусства". Вскоре во всех произведениях Гуттузо начала проявляться тяга к экспрессионизму. Самыми экспрессивными работами этого времени можно считать его листы "Gott mit uns!" ("С нами Бог!"). Ради того чтобы зрители ощутили весь ужас происходящих событий, он распластывал фигуры на плоскости. Его композиции перегружены сплетающимися телами. Контуры делались неясными, как бы растворялись в материи, пульс которой очень точно передают столкновения переплетающихся линий, интенсивных цветовых пятен. Композиции Гуттузо начинали приобретать просто мистическое звучание.

После войны Гуттузо некоторое время увлекался кубизмом. В это время были созданы такие большие его полотна, как "Мафия", "Человек, который ест арбуз". Художник мало кому раскрывал свои секреты, то, как он искал компромисс между авангардизмом и так называемыми народными образами. В 1944 году Гуттузо написал первый, а позже и основной вариант картины "Занятие пустующих земель". Огромный успех на Бьеннале в Венеции в 1952 году имела его картина "Битва на мосту Адмирала", предварительными рисунками к которой были портреты простых сицилийских крестьян, в образах которых он увидел прототипы солдат Гарибальди. Даже в самых отвлеченных композициях Гуттузо стремился к типизации образов. Отличным примером тут может служить созданная в 1953 году "Девушка, поющая "Интернационал". Это большой по размеру тонированный рисунок, напоминающий по обобщенности образа плакат.

Английский критик Дуглас Купер писал о Гуттузо: "Его картины и рисунки взяты прямо из жизни. И, поскольку они отражают жизнь с разных сторон, они способны передать нам свой жизненный заряд". Вскоре Гуттузо начал отказываться от строгих кубистических схем, возвратился к гибкой, подвижной линии контура.

В конце 50-х - начале 60-х годов Ренато Гуттузо создал целую галерею очень конкретных и в то же время обобщенных образов людей из народа. Это "Рокко у патефона", "Человек, который ест спагетти" и другие работы. Чтобы усилить эмоциональное воздействие, Гуттузо использовал контрастное звучание цветов, смелый, выразительный рисунок, обобщенную лепку формы.

Очень величественными воспринимаются несколько строгие, возвышенные пейзажи Гуттузо (например, созданный в 1953 г. "Пейзаж в Калабрии"). Просты и в то же время метафоричны его натюрморты ("Кукуруза", "Две розы", "Корзина, клещи и молоток"). В них чувствуется присутствие человека.

Всю свою жизнь Ренато Гуттузо очень чутко откликался на все происходящие в мире события. В 1965 году появилась его композиция "Смерть П.Тольятти", в 1971 - посвященная фашистскому перевороту в Чили композиция "Новости".

В 70-е годы Ренато Гуттузо начал использовать приемы фотомонтажа и соединять реальные и воображаемые образы, пространственные смещения.

Умер Ренато Гуттузо 18 января 1987 года.

По своему характеру он был художником-исследователем. Брал из своего собственного жизненного и творческого опыта те моменты, которые давали ему возможность более полно раскрыть внутренние свойства реальности.

В 1956 году Ренато Гуттузо создал свою "Голубку", ставшую, как и "Голубь" Пикассо, известной во всем мире. Это настоящий пластический взрыв линий, воплощающий жажду свободы и мира.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?