Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Анна Голубкина

Анна Голубкина

Голубкина Анна Семеновна (1864-1927) - русский скульптор. В 1926 году, когда Анне Голубкиной было 62 года, она написала своей сестре: "Все-таки неважно я работаю, может, от условий, а может, и от старости. Если последнее, то брошу искусство. Нечего зря мучиться". В это время она трудилась над скульптурным портретом А. Черткова и одновременно делала зарисовки, писала пейзажи, почти на каждом из которых были березки - стройные, трепетные, похожие на нежных, взволнованных девушек. Сестра была для Анны лучшим другом и, получив такое тревожное письмо, пригласила ее в Зарайск. Но Анна Голубкина как раз начала выполнять в глине этюды для своей новой работы. Она ответила со свойственной ей твердостью: "Нет уж, лучше не поеду. Всячески буду добиваться, чтобы осуществить свою мысль".

И в 1927 году был воплощен, пожалуй, самый романтический из ее образов, образ-символ всей русской природы - девушка-березка. Ее бронзовая "Березка" вырастает из земли. Ветер развевает и треплет ее одежду и волосы. А она стоит, вдумчивая, одухотворенная, вся в ожидании чуда...

Когда-то, в конце XIX века, Анна Голубкина, такая же трепетная, поэтичная, отправившись учиться, в Париже с волнением ловила каждое слово, совет великого Родена. Она постигла тайны импрессионизма, научилась делать формы текучими, живыми, и в то же время была непревзойденным мастером конструктивной пластической ясности. Выполненные в бронзе, дереве, мраморе, ее портреты поражают глубоким психологизмом и чистотой пластического образного прочтения.

Родилась Анна Семеновна Голубкина 28 января 1864 года в юроде Зарайске Рязанской губернии.

Ее дед был крепостным и сам откупился на волю. Отец Голубкиной умер, когда ей было всего два года. Кроме нее в семье было еще шестеро детей, да еще прабабка, бабка и дед.

Дед рассказывал Анне народные предания и легенды. Потом эти образы из фольклора Голубкина будет не раз переосмыслять в своем творчестве. Одной из своих подруг она рассказывала как-то дедову легенду про человека, который подчинил себе чертей и все время от них страдал, потому что они без конца требовали давать им все новую и новую работу, иначе грозились растерзать. Голубкина в конце добавила: "А ведь это будто про художников сказано. Нас тоже день и ночь мучает жажда творчества, требует работы, преследуют образы, которые задумаешь сделать, терзают нас. Кто увлечется искусством, не залить ему этой жажды вовек".

Денег на то, чтобы обучить всех детей, в семье не было, в Реальном училище учился только брат Семен. Однако в пятнадцать лет Анна Голубкина познакомилась с семьей учителей Глаголевых, которые не только помогли ей получить образование, но и стали друзьями на всю жизнь. С самого детства Анна лепила фигурки из глины и рисовала. Брат показывал ее рисунки своему учителю в реальном училище, который давал Анне советы. Позже, в 1894 году, Голубкина из благодарности вылепила его бюст. Уже в 1883 году она сделала в глине "Сидящего старика", "Слепого Захара", "Слепого", а в 1887 году - бюст своего деда. Бюст был вылеплен из зарайской красной глины и сохранился до нашего времени. Один из проезжих москвичей, увидев на постоялом дворе рисунки Голубкиной, посоветовал ей ехать в Москву. И вот в 25 лет Анна Голубкина попробовала поступать в Классы изящных искусств архитектора А. О. Гунста. Но приняли ее туда и даже освободили от платы только тогда, когда ее композиции увидел скульптор Волнухин.

Через некоторое время Анна Голубкина поступила вольной слушательницей на живописное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а потом перевелась на скульптурное отделение в мастерскую С. И. Иванова. Здесь она подружилась с Л. Губиной, которая позже вспоминала: "Среди новой обстановки, среди массы нахлынувших на меня новых впечатлений все-таки остановила на себе мое внимание красивая, несколько строгая ученица с тонкими чертами лица, с горящими, испытующими глазами".

Преподаватель училища художник В. Маковский, увидав как-то Голубкину в так называемой "курилке", потом изобразил ее на своей картине "Вечеринка", в черном платье, необыкновенно одухотворенную, возвышенную. Она много работала, а когда вдруг попадала на какую-нибудь не очень интересную выставку, шла сразу в Третьяковскую галерею, как любила говорить, "глаза промыть". Художница А. Хотянцева, которая училась с ней вместе, рассказывала: "Речь ее была образная, с какими-то неожиданными переходами и сопоставлениями: какая-то свежая струя вливалась в общий разговор, когда она в него вступала. Она как будто видела что-то другим недоступное, но для нее простое и ясное..."

Через два года и восемь месяцев Голубкина оставила училище и решила поступать в Санкт-Петербургскую Императорскую академию художеств. Но там она, как и ее товарищи Л. Шервуд, С. Коненков, прозванные "беспокойными москвичами", не смогла принять систему обучения "академиста" В. Беклимишева, и ушла из Академии.

В 1895 году Голубкина поехала в Париж, где начала учиться у итальянского скульптора Филиппа Коларосси.

Все годы учебы она обо всем подробно писала своей нежно любимой матери. Из этих писем известно, что, приехав в Париж, Анна привезла с собой из России два окорока и хлеб. Работая по двенадцать часов в сутки, долгое время только этим и питалась, еще пила, правда, крепкий чай. От перенапряжения у нее началось нервное расстройство, и друзья увезли ее в конце 1895 года в Москву, где она лечилась в клинике, потом поехала работать на Обский переселенческий пункт, где помогала крестьянам, которые переселялись в Сибирь. В 1897 году Голубкина создала первый в истории русской скульптуры образ изнуренного трудом, но полного решимости бороться рабочего, которого назвала "Железный". Она сблизилась с революционерами, а в 1897 году во второй раз поехала в Париж. У нее не было денег, чтобы учиться у О. Родена, но она пользовалась его советами. Роден давал ей задания, она лепила головы, руки, ноги и показывала ему. А потом сама решила вылепить большую статую и пригласила позировать ту же натурщицу, с которой Роден лепил свою скульптуру "Та, которая была красавицей-оружейницей". Ее "Старость" и портрет зоолога Э. Ж. Бальбиани пользовались успехом на парижском Осеннем салоне.

В 1898 году Анна Голубкина возвратилась в Россию. Но поскольку в Москве трудно было найти мастерскую, поехала в родной Зарайск.

Она с восхищением рассматривала и рисовала травы, цветы, лепила животных, как сама признавалась, "училась у природы". Рассказы про лесных духов вдохновили ее создать скульптуру "Кустики". Таинственна, полна живого дыхания выполненная "Земля", глубок, горько-печален М.Лермонтов (теперь, отлитый в бронзе, этот бюст стоит возле санатория "Мцыри").

Имели успех и ее скульптуры "Слон", "Рабочий", камин "Огонь", где у огня греются мужчина и женщина каменного века.

Братья Голубкиной, покрыв сарай парниковыми рамами, превратили его в мастерскую. Там Голубкина и работала, упорно, самозабвенно.

На некоторое время она выезжала в Москву и вновь возвращалась в родной Зарайск. А потом в третий раз отправилась в Париж. Теперь - для того чтобы научиться работать в мраморе и дереве. Она училась у простых мраморщиков и опять заходила к Родену. Об одном из таких визитов с горечью писала сестре: "Я была у Родена в Медоне, он со мной обошелся очень гордо... Говорит, что мрамору ни у кого учиться нельзя, а кто умеет рисовать, тот может и мрамор работать. Ему хорошо говорить, он уж и забыл, когда он был сам мраморщиком".

В Париже Голубкина познакомилась с женой известного Ученого художницей Ольгой Мечниковой, ходила слушать доклады о радии Марии Склодовской-Кюри. Она съездила в Лондон и Берлин.

В 1903 году Голубкина вернулась в Россию и создала из мрамора бюст простой русской женщины, который назвала "Марья", потом бронзового "Идущего человека", значение которого в скульптуре сравнивали со значением горьковского "Буревестника", сделала бюст Карла Маркса.

В 1906-1907 годах вся семья Голубкиных распространяла прокламации и листовки. В 1907 году Анну арестовали. В тюрьме она заболела, и ее выпустили на поруки.

Только в 1910 году Голубкиной удалось оборудовать себе мастерскую в Москве. За семнадцать лет работы она выполнила здесь в мраморе "Спящих", портрет Захарьина, "Вдали музыка и огни", "Митю", "Материнство" и другие работы, в дереве - портреты А. Ремизова, А. Н. Толстого, кариатид, в камне - "Даму", "Мать с ребенком".

Более ста ее этюдов и эскизов остались в гипсе, среди них и знаменитые, созданные ею в 1927 году, а потом отлитые в бронзе портрет Льва Толстого и "Березка". Голубкина часто повторяла: "Глина для скульптора то же, что скрипка для скрипача". Но всегда мечтала перевести свои произведения в дерево, бронзу или мрамор. "В глине вещь рождается,- говорила она,- в гипсе умирает, а в материале воскресает". Уже после ее смерти практически все ее работы обрели вторую жизнь в бронзе.

Живя в Зарайске, Голубкина старалась по возможности помогать всем, кому могла. Она организовала народный и детский театры, сделала проект, а потом следила за строительством открытой сцены. Некоторое время Голубкина преподавала в Коммерческом училище. Даже тяжело болея в 1915-1921 годах, Голубкина делала камеи, лепила из глины детские игрушки.

В 1918-1920 годах она вела занятия со студентами в Свободных государственных мастерских, а в 1920-1922 - в Московских высших государственных художественно-технических мастерских.

С большим энтузиазмом работала Голубкина над проектом памятника А. Н. Островскому. А узнав, что жюри присудило ей только третью премию, хотела разбить все свои модели. Их спас случайно оказавшийся рядом человек, который попросил их себе на память.

В 1923 году Анна Голубкина издала книгу своих записок "Несколько слов о ремесле скульптора", где есть и такие слова: "Не ждите вдохновения, а начинайте работать, как солнце встанет, и кончайте, когда оно зайдет". 7 сентября 1927 года ее не стало.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?