Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фотоальбом | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Александр Головин

Александр Головин
Александр Головин
Александр Головин
Александр Головин

Головин Александр Яковлевич (1863-1930) - русский театральный художник, живописец. Режиссеры, которым приходилось работать с Александром Головиным, знали, что он никогда не сделает эскизы декораций и костюмов в срок. Однако они вновь и вновь обращались к нему с просьбой оформить спектакль. В начале XX века, пожалуй, не было в России более популярного театрального художника, чем Головин. Он как бы аккумулировал в своем творчестве лучшее из опыта передвижников и новейшие искания представителей самых разных художественных течений, стал подлинным реформатором театрально-декорационного искусства. Многие его работы имели просто ошеломляющий эффект. Например, один из его современников вспоминал, что в 1916 году во время премьеры спектакля "Гроза" по пьесе А. Островского в Александрийском театре (его поставил Вс. Мейерхольд, а оформил А. Головин), когда открылся занавес перед картиной оврага, "зала сразу застонала от рукоплесканий, декорации аплодировали дружно, положительно весь театр, такое сильное впечатление произвела эта декорация".

А в начале 1917 года, когда состоялась премьера "Маскарада" М. Лермонтова, над оформлением которого А. Головин работал более пяти лет, юный Сергей Эйзенштейн, один из величайших кинорежиссеров XX века, назвал декорации Головина непревзойденными. Многие увидели тогда в них "пышные похороны императорской России".

Александр Головин был открыт для творческого сотрудничества с самыми разными людьми, ему посчастливилось работать с такими почти полярными по театральной эстетике режиссерами, как Вс. Мейерхольд и К. Станиславский, он никогда ничего не декларировал, но всегда оставался верен самому себе. Внутреннее художественное чутье никогда ему не изменяло.

Родился Александр Яковлевич Головин 17 февраля 1863 года в Москве. Сотканные из дивного переплетения ветвей, листвы и света сады и парки московских окраин навсегда остались в его памяти как образ гармоничного, таинственного, непознанного мира. Александр Головин учился сначала в Московском лицее, потом в Поливанове кой гимназии, где и заметили его талант к рисованию. В 1881 году он поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, но через некоторое время перевелся на живописное, где уже учились в то время И. Левитан, К. Коровин, М. Нестеров. Их кумиром и духовным отцом стал профессор пейзажного и натюрмортного класса Василий Поленов. Он поддерживал талантливую молодежь (Серова, Головина и Коровина вообще называл своими "художественными детьми") и в то же самое время сам ставил перед собою и решал в своем творчестве все новые и новые живописные задачи, был знаком с Саввой Мамонтовым, Константином Станиславским. Для Александра Головина, который с детства увлекался театром, знал А. Островского, М. Ермолову, А. Ленского и даже исполнял бессловесные роли в гимназических спектаклях, эта среда была очень родной и близкой.

Особое влияние на молодого А. Головина оказала младшая сестра В. Поленова художница Елена Поленова. Она тактично, умело руководила его духовным развитием. Вместе с молодыми художниками ездила на этюды, ходила на концерты и, как признавались позже друзья Головина, "талантливо, без уроков, наводила на новые мысли". Именно она увлекла его изучением и переосмысливанием народных орнаментов, керамикой и резьбой по дереву. Вместе с Поленовыми в 1889 году Александр Головин выехал на Всемирную выставку в Париж и был покорен пленэрными и колористическими находками импрессионистов. Он даже успел поучиться в парижской академии Коларосси, а в 1897 году продолжил свое парижское образование в мастерской Витти.

Импрессионизм стал для Александра Головина, как и для его друзей, своеобразным катализатором выработки своего индивидуального художественного стиля. Головин начал больше внимания придавать декоративности, овладел пастелью и писал чаще не маслом, а клеевыми красками и темперой.

Неповторимое приложение нашел талант Александра Головина в декоративно-прикладном искусстве. Вместе с К. Коровиным он оформил русский павильон на Всемирной парижской выставке 1900 года, создал вместе с Е. Поленовой и М. Якунчиковой внутреннее убранство кустарно-прикладного отдела, а вместе с Врубелем выполнил майоликовые фризы для фасада московской гостиницы "Метрополь".

Удивительны написанные Головиным в 90-е годы портреты - его первой жены, А. Карзинкина и др.

В 1900 году Александр Головин начал создавать декорации для театральных постановок. Его, как и чуть раньше К. Коровина, пригласил в Большой театр новый управляющий Московской конторой Императорских театров В. Теляковский. Головин и Коровин, которые, как утверждают некоторые современники, в свое время участвовали в оформлении спектаклей Частной оперы Мамонтова, где ценились богатство и эмоциональность живописных решений, практически сломали консерватизм привычных, стандартных композиций "раскрашенных" декораций. Предложенные ими живописные декорации были непосредственно связаны с музыкой и не уступали ей по силе эмоционального воздействия. Первой самостоятельной работой Головина стали костюмы и декорации к опере "Ледяной дом" А. Корещенко. Эта работа, как и выполненное Головиным совместно с Коровиным оформление балетов "Дон Кихот" Л. Минкуса и "Лебединое озеро" П. Чайковского не были поняты современниками. Пресса считала декорации "недоделанными", художников обвинили в том, что они не умеют рисовать так, как прежние декораторы-классики.

Критики признали А. Головина только после того, как он оформил оперу Н. Римского-Корсакова "Псковитянка", где декорации создавали лаконичный, подлинно драматический пластический фон для действия. Именно после этой постановки Головин сблизился с С. Дягилевым и "Миром искусства", членом которого стал в 1902 году.

Однако в личной жизни как раз в конце XIX века Головин пережил сразу несколько драматических событий. Ему пришлось уйти от жены и детей. В 1898 году скончалась его ближайший друг в искусстве Елена Поленова.

В 1901 году А. Головин переехал из Москвы в Петербург, куда его пригласил Теляковский, ставший директором Императорских театров России. Будучи консультантом по художественным вопросам, А. Головин преобразовал постановочную часть петербургских театров и начал сам участвовать в создании драматических и музыкальных спектаклей.

В одних его работах, например, в оформлении "Русалки" А. Даргомыжского и "Волшебного зеркала" А. Корещенко, на первый план выходит декоративное начало, в других, например, в эскизах декораций к поставленным в 1905 и 1907 годах пьесам Ибсена, чувствуется воздействие стиля модерн. Реальное и декоративное начала выступают как равноправные образные системы.

Декоративная разработка плоскости фона есть и в некоторых портретах А. Головина, что дает основание сравнивать его творчество с творчеством известного мастера венского "Сецессиона" Густава Климта. Но у Головина, в отличие от Климта, никогда не деформируются ни фигуры, ни даже жесты. А такой известный искусствовед, как Асафьев, увидел в узорчатости головинских фонов "нежное плетение молодой зелени".

Многих деятелей искусства того времени мы знаем именно благодаря портретам А. Головина. Это поэт, композитор М. Кузьмин, балерина Е. Смирнова и многие другие.

Подлинным триумфом стало для А. Головина оформление в 1908 году оперы Ж.Бизе "Кармен". Художник не только создал неповторимые, новые для каждого действия костюмы главных персонажей, но и очень тщательно разработал цветовое решение одежды всех участников спектакля. Это была настоящая симфония цвета. "Стихотворениями в тряпках" назвали их современники. Именно в это время, вдохновленный работой над оперой "Кармен", Головин создал целую серию "Испанок" и необыкновенно жизненный, полный таинственного света портрет М. Кузнецовой-Бенуа в роли Кармен.

Удивительный дар воплощать образ артиста в неразрывной связи с героем, роль которого он исполняет на сцене, особенно ярко проявился в серии портретов Федора Шаляпина, которого Головин рисовал в ролях Фарлафа, Олоферна, Мефистофеля и Бориса Годунова.

Специально для знаменитых дягилевских балетных сезонов А. Головин создал необыкновенно узорчатые декорации к "Жар-птице" И. Стравинского. В 1910 году французский журналист писал: "Когда пролетает Птица, кажется, что ее несет музыка. Стравинский, Фокин, Головин - я вижу в них одного автора".

Приблизительно в это же время А. Головин начал сотрудничать с Вс. Мейерхольдом, который в 1908 году стал режиссером Императорских театров. К этому времени Мейерхольд уже не стремился полностью подчинить постановочное решение законам условного театра или поэтике символизма. Идеальным для него представлялось соединить современные идеи с проверенными временем театральными традициями, и поэтому он хотел, чтобы живописно-пластическое решение подчинялось законам сцены.

А. Головин был соавтором Вс. Мейерхольда. Он стремился максимально приблизить действие к зрителю, ввел просцениум, иногда даже убирал занавес. Поэтому каждый оформленный им спектакль воспринимался как целостное единство.

Зрителей приводила в восторг и полная утонченного великолепия атмосфера эпохи французского барокко в "Дон Жуане" Ж.-Б. Мольера, и как бы сотканная из аромата глюковских гавотов и менуэтов древнегреческая мифическая реальность в "Орфее и Эвридике" К.-В. Глюка, и, по словам В. Шкловского, "прекрасные как Петербург" декорации к "Маскараду" М. Лермонтова.

Почти все дни, а иногда и ночи А. Головин проводил в своей мастерской в Мариинском театре. Именно по ночам писал он портреты Ф. Шаляпина. Среди друзей А. Головина были режиссеры, художники, поэты, актеры, которым он разрешал наблюдать, как работает. Однако мало кто знал, что кроме спектаклей на "казенной сцене" А. Головин с интересом принимает участие в самых смелых экспериментах Мейерхольда, бывает в его студии на Бородинской, оформляет его постановки в небольших театрах и даже кабаре, помогает издавать журнал "Любовь к трем апельсинам".

Октябрьская революция изменила положение дел в театре. А. Головин, который был еще не очень стар, но страдал болезнью сердца, пытался творить свой мир и в новых условиях, но появлялись новые режиссеры, новые художники, Мейерхольд переехал в Москву. Головин с живым интересом следил за его творческими исканиями в области театрального конструктивизма, за тем, как идет его сотрудничество со смелым экспериментатором Татлиным. Однако ему самому с Мейерхольдом работать больше не довелось.

В 20-х годах А. Головин написал с помощью биографа Э. Голлербаха автобиографическую книгу "Встречи и впечатления", создал серию портретов близких в это время к нему людей - дирижера Э. Купера, актера Ю. Юрьева, семьи адвоката И. Рыбакова.

И хотя в театре вошли в моду декорации-конструкции, спектакли, оформленные А. Головиным еще до революции, по-прежнему имели большой успех. Зрители любили их, а критики клеймили, обвиняя в "эстетстве" не только станковые произведения участников группы "Мир искусства", но и все работы А. Головина в театре, в частности, его, по их мнению, излишне нарядные декорации к "Севильскому цирюльнику".

Не все современники приняли и спектакль "Ледяная дева", поставленный в 1927 году Лопуховым в сотрудничестве с Асафьевым и Головиным по произведениям Г. Ибсена. Зато сегодня исследователи, по достоинству оценивая полные музыкальных ритмов декорации А. Головина, называют "Ледяную деву" "лучшим сказочным балетом, созданным в советском театре".

Ровно через день после премьеры "Ледяной девы" на сцене Московского Художественного театра зрители впервые увидели "Безумный день, или Женитьбу Фигаро" П. О. Бомарше. Это была первая совместная работа А. Головина с выдающимся режиссером К. Станиславским. Современники находили, что они даже внешне были очень похожи друг на друга. И их совместная работа в театре имела огромный успех. Однако сам А. Головин не мог приехать в Москву и узнал о судьбе своей работы только из телеграмм. Он был счастлив, что у живописи в театре есть будущее, что его уже не статичные, а пришедшие в движение декорации задают неповторимую атмосферу действия. Он мог только представлять, как в финале спектакля круг начинал двигаться и перед зрителями открывались сотканные из чарующего переплетения ветвей уголки ночного парка, беседки, фонтаны, начинала звучать музыка, слышались песни, зажигалась иллюминация.

Александр Головин скончался 17 апреля 1930 года в Детском Селе, оставив потомкам столько раз оживавший на сцене, а теперь застывший в эскизах удивительный, сказочный мир своих живописных фантазий. Сегодня Головина называют отцом современного театрально-декорационного искусства.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?