Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фотоальбом | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Антонио Гауди

Антонио Гауди
Антонио Гауди
Антонио Гауди
Антонио Гауди

Антонио Гауди (1852-1926) - испанский архитектор. Он всю жизнь был увлечен средневековьем, и любимым образом его стал огнедышащий дракон. Именно это страшное, сделанное из изогнутых металлических прутьев существо охраняет вход в дом-дворец Гуэль в Барселоне, который был построен Гауди в 1886-1891 годах по заказу одного из самых богатых испанских промышленников, его близкого друга и заказчика аристократа Эусебио Гуэля. Гауди умел, используя новые конструкции - облегченные своды, наклонные опоры, параболические арки и пластику перетекающих объемов - воссоздавать в своих сооружениях тектонику органических форм природы. Его здания будто бы не построены, а вылеплены из строительного материала.

Родился Антонио Гауди-и-Корнет 25 июня 1852 года в Каталонии, в городе Реусе в семье потомственных гончаров. Еще в школьные годы он иллюстрировал журнал "Арлекин", увлекался театром и даже создал с товарищами проект реставрации заброшенного монастыря.

В 1873-1877 годах Антонио Гауди учился в Барселонской архитектурной школе и именно там начал всерьез изучать готическую архитектуру. Когда Гаудн защищал свой дипломный проект, директор школы сказал: "Он или гений, или безумец".

Первым заказчиком Гауди стал владелец крупнейшей в Каталонии фабрики керамических изделий Мануэль Висенс. Он попросил архитектора построить для него особняк. Но построить так, чтобы здание позволяло еще и рекламировать продукцию, которую выпускает его предприятие,- кафельные плитки, черепицу и посуду. В 1878-1885 годах в Барселоне особняк был построен. Его крышу украшают башни-беседки, а стены облицованы мозаикой. Цветные керамические плитки создают особый колорит не только экстерьера, но и интерьера дома, где каждая из комнат сохраняет свой неповторимый стиль. Столовая похожа на осенний сад, комната для курения - это "восточный" будуар. На стенах можно увидеть стоящих в воде цапель, парящих вместе с осенними листьями птиц. Сад ограждают похожие на пальмовые ветки кованые решетки. Все создаст неповторимое ощущение реальной, живой природы.

Керамика была использована и при сооружении здания 'Эль Каприччио" (1883-1885). По-испански "каприччио" означает "каприз".

Тот самый Гуэль, для которого Гауди построил изысканный особняк, вход в который охранял дракон, в 1890 году задумал создать "город-сад". Его строительство начали под руководством Гауди и уже были возведены два "идеальных" дома, один из них купил себе архитектор). Однако выяснилось, что город строить невыгодно, вместо него лучше сделать парк. Работе по его устройству Гауди отдал четырнадцать лет. Этот парк теперь называют "шуткой гения". Домик привратника здесь похож на застывшую лаву. А в линиях "бесконечной скамьи" чувствуется ритмика набегающих одна на одну морских волн. Повсюду можно увидеть высеченные из камня цветы и деревья.

Застывшую вулканическую лаву или скелеты каких-то неведомых животных напоминает и построенный по проекту Гауди в 1904-1906 годах дом Батло. Здесь в качестве облицовки архитектор использовал битое голубое стекло разных оттенков. Уникален не только внешний вид, но и конструкции каждой из квартир в доме Мила, который сооружался по проекту Гауди в 1906-1910 годах и в котором нет ни одного прямого угла, а окна и балконы напоминают вырубленные пещеры. Когда находишься внутри, кажется, что ощущаешь течение самого времени. Крышу этого дома украшают каменные цветы.

Гауди извлекал из природы и использовал в своих сооружениях формы, которые раньше никогда не использовались архитекторами. Он был большим оригиналом. И практически не имея личной жизни, всецело отдавался творчеству. Гауди любил интерпретировать использованные в качестве отделки надписи, а при строительстве дворца Гуэль добился того, чтобы каждая из фрамуг при поднятии издавала свой звук. Иногда он шел навстречу заказчику, а иногда наоборот. Чтобы сохранить понравившуюся ему сосну, Гауди переработал проект лестницы. А когда одна из заказчиц усомнилась в том, поместится ли в спроектированном им музыкальном зале рояль, Гауди ответил: "В таком случае играйте на скрипке".

Еще в 1883 году в центре Барселоны началось строительство величественного храма - церкви Саграда Фамилия ("Святое семейство"). Гауди попросили продолжить строительство. Архитектор начал с того, что изменил капители колонн, но потом решил изменить весь проект постройки и предложил четыре своих варианта. В 1906 году барселонская газета опубликовала эскиз храма, в 1916 году Гауди выполнил его макет. Архитектор задумал воссоздать в камне близкие ему образы и сюжеты Нового Завета. Строительство храма продолжалось с 1884 по 1926 год, но Гауди так и не увидел его в окончательном виде.

По проекту Гауди на главном фасаде должно было быть воплощено Рождество Богоматери. Врата символизировали христианские добродетели. Шпили - апостолов. Десять заповедей были воплощены на внутренних дверях, добрые дела - на капителях колонн, а грехи - на их базах. Антонио Гауди любил, чтобы его сооружения сверкали под лучами солнца, и церковь он тоже предложил облицевать разноцветной керамикой и цветным стеклом. Одни сравнивают это самое грандиозное сооружение Гауди с готическим собором, другие - с коралловыми рифами.

Под непосредственным руководством Гауди была возведена только левая башня западного фасада. Начатое им строительство продолжали другие архитекторы.

По своим образным устремлениям Гауди был близок к модерну, но при этом оставался яркой, неординарной творческой личностью. В начале XX века, как и теперь, его идеи противостоят холодному рационализму конструктивизма.

10 июня 1926 года Антонио Гауди попал под трамвай и погиб. В это время его фантастический парк Гуэль уже был приобретен у наследников и стал собственностью города Барселоны. Теперь его может посетить каждый желающий.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?