Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Василий Верещагин

Василий Верещагин

Верещагин Василий Васильевич (1842-1904) - русский живописец. В начале XX века прогрессивные деятели европейской культуры выдвинули кандидатуру Василия Верещагина на соискание Нобелевской премии. И это после того, как в 1900 году картины Верещагина о войне 1812 года не были допущены в русский отдел Всемирной выставки в Париже, потому что будто бы оскорбляли национальную гордость французов. Премию Верещагину не дали, и никаких надежд на продолжение работы над серией не осталось. Средств для этого не было.

В 1902 году, в год 900-летия победы над наполеоновской армией, выставка его работ во второй раз экспонировалась в Соединенных Штатах Америки. Положение художника было настолько плачевным, что он решил распродать свои уникальные полотна на аукционе. Уполномоченный Верещагина Макдон поспешил телеграфировать министру царского двора Фредериксу: "Наполеоновская серия имеет быть продана в Нью-Йорке 28 ноября нового стиля. ...Если отдельные картины желательны, прошу телеграфировать, иначе... будут проданы здесь". В прессе сразу появились резкие осуждающие статьи с критикой в адрес царского правительства, и Николай II решился наконец приобрести картины в фонд казны. Однако Верещагину средств едва хватило, чтобы расплатиться с долгами. Что же касается дальнейшей работы, царь предложил ему продолжить ее, но гарантии, что картины будут приобретены, Николай II не давал.

Будучи близок к передвижникам, Верещагин первым из баталистов начал смотреть на войну не как на цепь зрелищных героических боевых операций, а как на философскую проблему. Он не просто показывал военные действия, а размышлял о глубинных корнях этой величайшей в мире несправедливости. Он осуждал и феодально-религиозный фанатизм, и колониализм, активно пропагандировал свои антиимпериалистические взгляды.

Родился Василий Васильевич Верещагин 14 октября 1842 года в городе Череповце Новгородской губернии в семье помещика, которому в Новгородской и Вологодской губерниях принадлежало шесть деревень с окрестными лесами и около 400 крепостных крестьян. Отец Василия Верещагина был довольно флегматичным домоседом. А мать знала французский язык лучше русского. Сам Василий Верещагин писал о своих родителях: "Отец был не блестящ, с довольно мещанским умом и нравственностью, не блестящ, но и не глуп. Мать полутатарка, по бабушке Жеребцова, была в молодости красива и всегда очень неглупа, нервна и в последние годы страшно болезненна".

Из тринадцати детей в живых осталось восемь. Василий был вторым. С пяти-шести лет он начал учиться. Сначала занятия вела мать, потом немец-гувернер и, наконец, сын местного священника. Огромное впечатление производили на мальчика лубочные картинки, портреты Суворова, Багратиона, Кутузова, литографии и гравюры. Позже Верещагин вспоминал: "Я дивился хорошей игре на фортепьяно или пению, но перед картиною млел, терялся!" Он пробовал копировать картины и очень хотел учиться живописи. Но родители определили его в 1850 году в Александровский царскосельский малолетний кадетский корпус, после окончания учебы в котором в 1853 году он поступил в петербургский Морской кадетский корпус. Верещагину приходилось участвовать в кругосветных плаваниях, он еще юношей побывал во Франции, Англии и других странах. Склонность Верещагина к искусству заметили его учителя, некоторое время он брал уроки у художника Седлецкого, а с 1858 года начал посещать занятия для вольноприходящих в Рисовальной школе петербургского Общества поощрения художников. И хотя в 1860 году Верещагина произвели в гардемарины флота, он не расставался со своей мечтой стать художником.

В 1860-1863 годах Василий Верещагин учился в Петербургской академии художеств, а в 1864-1865 - в мастерской Ж. Л. Жерома в Париже. Еще учась в Академии, он много читал, делал иллюстрации, в частности, к "Герою нашего времени" М. Лермонтова, офорты и пробовал заниматься литературным творчеством. В 1863-1864 годах Верещагин путешествовал по Кавказу, откуда привез много интересных зарисовок. В 1866 году он сделал эскиз грандиозного полотна "Бурлаки", окончить которое у него, к сожалению, не было возможности.

Всю свою жизнь Василий Верещагин очень много путешествовал, не только по России и Западной Европе, но и по Палестине, Сирии, Индии. Японии, США. В 1867-1868 и 1869-1870 годах ему пришлось участвовать в завоевании Средней Азии, в 1877-1878 годах - в русско-турецкой, а в 1904 году - в русско-японской войнах.

В своих среднеазиатских картинах Верещагин показывал не только праздничную, "этнографическую" сторону жизни, но, прежде всего, раскрывал деспотическую сущность восточных держав. О созданной им в 1872-1873 годах картине "Двери Тамерлана" И. Крамской писал: "Эти тяжелые, страшно старые двери с удивительной орнаментацией, эти фигуры, сонные, неподвижные, как пуговки к дверям, как мебель какая-нибудь, как тот же орнамент, так переносят в Среднюю Азию... что напишите книг, сколько хотите, не вызовете такого впечатления, как одна такая картина".

Однако самая большая заслуга Верещагина в том, что он честно, без прикрас показал все ужасы жестоких будней войны.

Его картины слагаются в целые тематические серии. В 1871- J 874 годах появилась "Туркестанская", в 1877-1878 и в 80-е годы была написана "Балканская", а в 1887-1904 годах создавалась серия картин на тему Отечественной войны 1812 года.

Василий Верещагин преодолевал в своем творчестве традиции академизма и создавал произведения, в которых с необыкновенной силой звучала правда и только правда, какой бы жестокой она ни казалась.

Как беспощадно горьки его работы "После удачи (Победители)" (1868), "Забытый" (1871), "Смертельно раненный" (1873) и другие. Картины Верещагина очень горячо воспринимали современники. Так, композитор М. Мусоргский после одной из верещагинских выставок написал на слова А. Голенищева-Кутузова балладу "Забытый", которую можно считать своеобразной иллюстрацией к одноименной картине Верещагина.

Во время Балканской кампании знакомые офицеры не раз упрекали Верещагина за то, что он, рискуя жизнью, фиксировал необходимые ему сцены даже под огнем противника. На что Верещагин отвечал: "Гнало то, что я захотел видеть большую войну и представить ее потом на полотне не такою, какою она по традициям представляется, а такою, какая она есть и действительности..."

Ею обвиняли в том, что он как бы специально подыскивает страшные, отталкивающие сюжеты, что его картины не подымают чувство патриотизма. А он писал В. Стасову: "Больше батальных картин писать не буду - баста! Я слишком близко принимаю к сердцу то, что пишу; выплакиваю (буквально) волос каждого раненого и убитого".

В России было запрещено демонстрировать не только картины, запечатлевшие казнь революционеров, но и созданные Верещагиным в 1884-1885 годах полотна на евангельские темы. Семья художника бедствовала. Зато за границей успех верещагинских выставок был порой просто грандиозным. В 1885 году Верещагин писал своей жене Елизавете Кондратьевне в Россию: "Не забывай, что мы нищие, если выставка не даст денег и если не продадут несколько картин".

Около семнадцати лет отдал Верещагин работе над темой Отечественной войны 1812 года. Одновременно с картинами он писал и книгу о тех событиях. Всего серия включает двадцать картин, не считая незавершенных полотен и многочисленных этюдов. Слагается она из двух частей. Первая была названа художником "Наполеон в России" ("Наполеон на Бородинских высотах", "Сквозь пожар", "На морозе" и др.). Другую часть он озаглавил "Старый партизан" ("Не замай - дай подойти!", "В штыки! Ура, ура!" и др.). Эти картины рассказывали о русском народе, который поднялся на борьбу с врагом.

Для некоторых картин, в частности, для так называемой "госпитальной серии", как позже вспоминал сын Верещагина, ему позировала его жена в одежде сестры милосердия. 60-летие художника в России официальные круги России как бы и не заметили. А в Америке, где в это время демонстрировалась выставка Верещагина, на его предложение водить на нее детей по более дешевой цене художнику сказали, что его "картины способны отвратить молодежь от войны, а это... нежелательно".

Начало русско-японской войны Верещагин воспринял с большой тревогой. Он обещал жене и детям не рисковать, но остаться в стороне от событий не мог. Особенно сблизился он с главнокомандующим Тихоокеанским флотом адмиралом С. Макаровым. Вместе с ним 13 апреля 1904 года Верещагин вышел в море на флагманском броненосце "Петропавловск", чтобы запечатлеть боевое сражение, и погиб во время боя.

XX век принес человечеству еще более жестокие и страшные по своей разрушительной силе войны, чем век XIX. И созданная Верещагиным еще в 1871-1872 годах картина "Апофеоз войны", где над грудой черепов кружат зловещие вороны, стала одним из глубочайших, емких символов самим человеком себе сотворенной трагедии.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?