Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Александр Бенуа

Александр Бенуа
Александр Бенуа
Александр Бенуа

Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) - русский художник, историк искусства, художественный критик. Осень 1905 года и последующую зиму - революционное, переломное для России время - Александр Бенуа провел во Франции, в живописном Версале. Он гулял по Версальскому парку, который напоминал ему эпитафию к безвозвратно ушедшей яркой, пленительной истории, и рисовал. Он делал по этюду в день, давал волю своей исторической фантазии, пытаясь оживить и воссоздать хрупкую гармонию утонченной, праздничной жизни старого Версаля. Так рождалась его знаменитая "Версальская серия". В ней, как и в эпохе рококо, которую она воспевает, нет и намека на психологизм. Все срежиссировано и астетизировано. Это, скорее, не жизнь, а театр, где декорациями служат аллеи парка, а герои, включая короля, напоминают старинные фарфоровые статуэтки. Художник, любуясь им самим нафантазированным "Королем", "Прогулкой короля", "Купальней маркизы", пытаясь до мелочей воскресить отошедшее в небытие прошлое, не утрачивал чувства иронии. Его старик король в напудренном парике выглядит не величественно, а чопорно. За женой, которая флиртует в китайском павильоне с молодым человеком, наблюдает ревнивец муж, а за маркизой в купальне - милый арапчонок. "Версальская серия" .Александра Бенуа - одного из главных идейных руководителей "Мира искусства" - это одновременно и "двор чудес", и "человеческая комедия". Для

Александра Бенуа воссоздание французской истории было своеобразным возвращением к своим корням.

"Дом Бенуа, что у Николы Морского", который в конце XIX века знал весь художественный Петербург, был куплен Луи Жюлсм Бенуа, приехавшим в свое время из Франции, чтобы заведовать кухней при дворе Павла I.

В XIX веке потомки знатного повара уже достаточно обрусели и принимали русскую культуру как свою.

Отец Александра Бенуа Николай Леонтьевич был академиком архитектуры, профессором, председателем Петербургского общества архитекторов. А мать - дочерью известного зодчего К. Кавоса. Архитектором стал и брат Александра Леонтий. Другой его брат, Альберт, был модным пейзажистом. А сестра вышла замуж за скульптора Е. Лансере (их сыновья стали известными художником и архитектором, яркую страницу в историю русской живописи вписала и их дочь - Зинаида Серебрякова).

Александр Бенуа, который родился 3 мая 1870 года, был в семье девятым ребенком. Он с раннего детства окунулся в атмосферу искусства. Летом семья часто ездила в Петергоф, где все ходили на этюды, было много разговоров о музыке и зодчестве, о театре. В альбоме юного Александра Бенуа были не пейзажи или портреты, а сцены из виденных им спектаклей. Он рано стал близоруким, но зато имел абсолютный слух, отлично импровизирован.

Учиться Александр начал в одном из частных детских садов, где все было устроено на немецкий лад, потом в гимназии "Императорского человеколюбивого общества", где его чуть не оставили на второй год. С большими трудностями переходил он из класса в класс и в частной гимназии К. Мая. Именно здесь Александр познакомился и подружился с увлеченным музыкой Вальтером Нувелем, Дмитрием Философовым и Константином Сомовым. Некоторое время Александр Бенуа посещал вечерние классы Академии художеств, потом поступил на юридический факультет Петербургского университета. Однако главным для него и его друзей оставалось искусство, для изучения которого они даже организовали "общество самообразования". Их кумирами были передвижники, особенно И. Репин с его "Бурлаками", "Проводами новобранца", "Не ждали".

Искусствоведческий дебют Александра Бенуа состоялся в 1894 году. Просматривая проспект еще не изданной книги мюнхенского профессора Рихарда Мутера "История живописи в XIX веке", Бенуа по своей инициативе написал для нее главу о русском искусстве. По примеру известного немецкого художника Адольфа Менцеля Александр Бенуа решил не переступать порога академий, а заниматься самообразованием. Главное, как повторял он, не рисование натурщиков, а вдохновенное творчество.

Александр Бенуа путешествовал по Германии, работал хранителем собрания акварелей и рисунков княгини М. Тенишевой, сделал очень много самых разных набросков с натуры. Его альбомы похожи на дневники ученого. Там зафиксированы не только пейзажи и здания, но и эффекты солнечного освещения, подробно записаны цвета и оттенки увиденного. Его акварели высоко оценил И. Репин, одну из них - "Замок" - приобрел П. Третьяков.

В 1896 году Бенуа вместе с Сомовым и Бакстом отправляется в Париж. Оттуда он писал: "Голова у меня идет кругом, я совершенно растерялся... Не знаю, симпатичен ли мне Париж или нет, во всяком случае я потрясен и восхищен его красотой и великолепием".

Александр Бенуа открыл для себя французскую живопись и архитектуру и создал целую серию "Последние прогулки Людовика XFV", где с иронией показал, по его собственным словам, "мрачного... старика, все еще величественного, но немного уже слюнявого", и его "блестящую и развратную" свиту. Персонажи выглядят совсем ничтожными на фоне величественной архитектуры.

В это время в Петербурге на оперной сцене появился Ф. Шаляпин, декорации в императорских театрах начали делать К. Коровин и А. Головин, открылся Русский музей.

Именно тогда группа молодых художников во главе с Бенуа и Дягилевым, который считал Бенуа своим учителем, решают создать новое общество. Это было вызвано, по словам Бенуа, чисто практической необходимостью. Их картины не принимали ни на академическую, ни на передвижную, ни на акварельную выставки.

В 1898 году в Петербурге прошла Выставка русских и финляндских художников, на которой можно было увидеть произведения Малявина, Сомова, Лансере, Бакста и других. Экспонировались тут и "Последние прогулки Людовика XIV" Бенуа. Критики назвали выставку "сборищем декадентского хлама", однако Дягилев уже разрабатывал идею издания нового журнала, который решено было назвать "Мир искусства". "Мирискусники" мечтали о возрождении традиций культуры XVIII - начала XIX века. И совершенно справедливо художница А. Остроумова-Лебедева говорила о новой редакции как о мальчишеской. Почти всем, кто участвовал в организации издания, было меньше тридцати.

Когда Бенуа в 1899 году вернулся из Парижа в Петербург, он начал активно участвовать в работе "Мира искусства". Человеком он был очень общительным, вдохновлялся всеми новыми начинаниями. И хотя все знали, что Бенуа довольно самолюбив и вспыльчив, ему многое прощали. Молодые художники поражались его энциклопедической начитанности и богатейшей фантазии, а он щедро делился с ними всем, что знал, учил не просто смотреть на произведения искусства, а видеть в них их тайный смысл. Остроумова-Лебедева вспоминала, что, когда к нему приходили молодые, он открывал свой огромный сундук и доставал папки, огромные фолианты с репродукциями, фотографиями архитектурных памятников и объяснял достоинства самых разных произведений искусства. В это время Бенуа работал над книгой "Русская живопись в XIX веке", в которой дал новую оценку многим художникам. Он по-новому "открыл Венецианова", "гениального художника и пророка" Александра Иванова, величайшего живописца Сурикова, пейзажиста-лирика Левитана и других. Много статей посвятил Бенуа истории архитектуры Петербурга. Он заботился о пропаганде "живой старины" и даже взялся редактировать ежемесячный сборник "Художественные сокровища России".

Своеобразными иллюстрациями к тому, о чем Бенуа не мог рассказать в статьях, были его графические серии о старом Петербурге и петербургских пригородах.

Кроме станковой графики, Александр Бенуа занимался книжной. В России он после Е. Д. Поленовой первым всерьез взялся за иллюстрированные издания для детей.

Особым драматизмом отличаются иллюстрации Александра Бенуа к "Медному всаднику" А. Пушкина, которые готовились для карманного издания, но были забракованы заказчиком. Напечатал их в другом формате Дягилев в "Мире искусства". Грабарь в то время писал Бенуа об этих его иллюстрациях: "Они так хороши, что я от новизны впечатлений все еще и теперь не могу прийти в себя. Чертовски передана эпоха и Пушкин, при этом совсем нет запаха гравюрного материала, никакой патины. Они страшно современны - и это важно..."

В 1904 году "Мир искусства" прекращает свое существование. Александр Бенуа, смятенный и встревоженный событиями первой русской революции, едет в Париж, где вновь возвращается к Пушкину - к "Медному всаднику" и "Пиковой даме", пишет статьи, создает свою знаменитую "Версальскую серию", аллегорическую, проникнутую духом Гойи серию "Смерть", вместе с Фокиным работает над созданием балета "Павильон Армиды", премьера которого на мариинской сцене имела шумный успех.

Современники называли "Русские сезоны", для которых Бенуа оформлял многие балетные спектакли, "вторжением в Париж". Французский критик писал: "В "Павильоне Армиды" Александра Бенуа я нахожу такие комбинации линий и красок и такие величественные, яркие контрасты, что они приводят меня в восторг". В восторг парижскую публику привели и оформленные Александром Бенуа спектакли "Жизель" и "Петрушка". Создавая визуальный образ балета "Петрушка", Бенуа практически стал соавтором молодого композитора Игоря Стравинского. Премьера состоялась в 1911 году на сцене театра Шатле. Бенуа всегда считал, что главное для театрального художника - слить воедино декорации и сценическое действие, сюжет и музыку.

Необыкновенны декорации и костюмы Александра Бенуа к "Празднествам" Клода Дебюсси, "Соловью" Стравинского, к спектаклям в Московском Художественном театре.

17 марта 1917 года у Максима Горького собрались художники и историки искусства и после выступления Александра Бенуа было принято воззвание к народу об охране художественных ценностей. С 1918 года Бенуа работал в Эрмитаже, продолжал заниматься наукой и творчеством, оформлял многие спектакли, в том числе и "Пиковую даму" для Мариинского театра. За 1918-1922 годы он сделал 25 литографий серии "Петергоф", проиллюстрировал несколько книг и наконец воплотил давно волновавшую его тему- в 1923 году вышел в свет "Медный всадник" Пушкина с иллюстрациями Александра Бенуа. В 1917, 1922 и 1924 годах проходили выставки "Мира искусства", но последняя из них стала для этого творческого объединения, скажем так, предсмертной.

В 1926 году Александр Бенуа был вынужден покинуть Россию. За границей он создал восемь версий "Петрушки", работал до 1934 года у Иды Рубинштейн. Исповедуя утонченность, красочную, но очень нежную гармонию, оформлял спектакли для "Гранд-опера". Приблизительно в это время здесь работали и П. Пикассо, А. Матисс и другие выдающиеся художники.

Бенуа сотрудничал и с кинематографистами, оформлял спектакли для театра "Ла Скала", писал воспоминания.

Умер Александр Бенуа 9 февраля 1960 года в Париже, подхватив банальный грипп.

Как завещание звучат его слова: "Все течет, все меняется, все должно меняться, все не может не меняться. Однако через все изменения в человеческом художественном творчестве проходит одна живительная струя - та самая, что придает ему характер подлинности,- это искренность. Истинная радость получается от сознания, что творения, будь то пластические образы (в том числе и спектакль), будь то музыкальные звуки, будь то мысли и слова, соответствуют какой-то внутренней подсказке или тому, что принято называть вдохновением".

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?