Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Николай Андреев

Николай Андреев

Андреев Николай Андреевич (1873-1932) - русский скульптор и график. Самой импрессионистской работой Николая Андреева считается скульптурный портрет Льва Толстого, который он сделал в Ясной Поляне с натуры в 1905 году. Плавные перетекания света и теней придают образу пожилого писателя, который склонился над письменным столом, особое энергетическое напряжение. Кажется, что сам скульптор предчувствует, что и ему, вслед за великим русским писателем, придется пережить, преодолеть глубочайшие сомнения, внутренние противоречия и разлад. Он, в начале своего творческого пути находившийся под влиянием передвижников, потом увлеченный импрессионизмом, он, автор одного из самых лучших памятников - памятника Николаю Гоголю в Москве, и предположить не мог, что после Октябрьской революции станет осуществлять так называемый ленинский план монументальной пропаганды, что именно ему будет доверено рисовать и лепить Владимира Ленина и других политических деятелей советской эпохи. В образах вождей великий русский скульптор пытался найти ту же глубину, многозначительность, ту же неиссякаемую энергию, которая поразила его в лицах великих русских писателей Толстого и Гоголя. История все расставила на свои места.

Жест, поза, взгляд героев Николая Андреева говорят сами за себя. Он рисовал, он лепил само время.

А родился Николай Андреев 26 октября 1873 года в Москве, в семье плотника. В 1891 году он окончил Строгановское училище и получил звание ученого рисовальщика. Сначала ему пришлось работать на ситценабивной фабрике Ценделя в Серпухове, а затем он начал преподавать рисунок, позже скульптуру в Строгановском училище. Одновременно с этим сам Николай Андреев учился на отделении скульптуры Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Ему посчастливилось брать уроки у С. Волнухина, который умел видеть и точно воспроизводить натуру. Однако наибольшее влияние на молодого скульптора оказали работы П. Трубецкого, который одним из первых начал искать пути преодоления академизма. Сохраняя основы конструктивного построения образа, многие русские скульпторы того времени пробовали использовать живописные эффекты лепки и таким образом оживлять фактуру. Именно в такой творческой манере создавал свои лучшие скульптурные портреты начала века и Николай Андреев. Он лепил писателей Л.Толстого, Л.Андреева, артистов А.Ленского и Ф. Шаляпина, художника И. Репина.

1906 год стал для Николая Андреева годом начала работы над проектом памятника Николаю Гоголю. Требования были очень жесткими - за утверждение проекта должны были проголосовать все без исключения члены комитета по сооружению памятника. Для того чтобы сделать барельеф с изображениями героев великого писателя, Николай Андреев поехал на Украину, рисовал украинских крестьян, делал многочисленные наброски.

И вот наконец на бронзовых барельефах, которые окружали гранитный памятник, ожили Тарас Бульба с сыновьями, герои "Мертвых душ", "Ревизора", "Петербургских повестей", "Вечеров на хуторе близ Диканьки", "Миргорода"...

Когда подходишь к памятнику, самое глубокое впечатление оставляют как бы движущиеся в тумане, мерцающие силуэты героев "Петербургских повестей". Они идут вместе, но не видят друг друга, все они одиноки, разобщены. Кутается в шинель Башмачкин, Чертков несет свою картину... Этот барельеф оставляет особое, щемящее, трагическое чувство, как и образ самого Гоголя. Складки его плаща как бы стекают к пьедесталу, он склонил голову, глубоко задумался. Стоит подойти поближе и перевести взгляд от барельефов с гоголевскими героями к лицу самого писателя, и до глубины души тронет его грустная улыбка - улыбка-вздох, улыбка-горечь.

Памятник был открыт в Москве на Пречистенском (позже Гоголевском) бульваре в 1909 году, после поражения революции 1905-1907 годов, в самый разгар реакции. Современники, как и сам скульптор, часто проводили параллель между временем, в котором им выпало жить, и годами реакции гоголевской поры. Черносотенцы подняли в прессе шумиху и обвинили Андреева в том, что он неправильно трактует образ Гоголя, которого столь высоко ценят истинно русские почитатели "веры, царя и отечества". В защиту Андреева выступил Репин. Теперь этот памятник стоит на Суворовском бульваре, перед домом, в котором долгое время жил Николай Гоголь.

Николай Андреев, окрыленный тем, что смог воплотить свои идеи в монументальном произведении, начал подавать свои предложения на все объявлявшиеся в то время конкурсы, занимал призовые места, но когда дело доходило до окончательного решения, его кандидатуру не утверждали. После сооружения памятника Николаю Гоголю его имя считалось крамольным.

Скульптор лепил портреты современников, делал небольшие яркие майоликовые скульптуры, которые были задуманы им как куклы. Перед тем как начать их лепить, Николай Андреев много поездил по Тульской, Орловской губерниям и Мордовии, где рисовал народные типы, традиционные костюмы. Приглашали его также оформлять спектакли.

После Октябрьской революции опальный скульптор сразу включился в работу над осуществлением планов монументальной пропаганды. В Москве по его проектам были выполнены памятники Н. Огареву и А. Герцену. Он же сделал статую Свободы для памятника Советской Конституции перед Моссоветом, которая по динамике, силе порыва всем напоминала древнегреческую Нику Самофракийскую. Статуя была установлена в 1918 году.

Присутствуя на разных съездах, собраниях, заседаниях ВЦИК, конгрессах Коминтерна, Николай Андреев всегда делал портретные зарисовки. В Третьяковской галерее сохранилось их большое собрание. Это всегда датированные, выполненные итальянским карандашом и сангиной, иногда с применением мела и пастели портреты Ф. Дзержинского, М. Калинина, К. Станиславского, А. Коллонтай, М. Андерсена-Нек-се, М. Горького, К. Цеткин и других.

В 20-е годы Николай Андреев работал и над созданием памятника А. Островскому, который в 1929 году был установлен перед Малым театром.

Однако советское искусствознание главной заслугой одного из самых талантливых скульпторов начала XX века считало созданную им Лениниану - целую серию графических и скульптурных портретов Ленина. Пожалуй, никто из художников того времени не сделал столько зарисовок и этюдов с натуры: "Ленин пишущий", "Ленин слушает доклад" и еще множество вариантов. Поэтому именно к Андрееву после смерти Ленина поступила просьба создать скульптурный портрет для зала заседаний Совнаркома. Чтобы лучше передать дух тех послереволюционных лет, можно привести отрывок из докладной записки скульптора. Он писал: "Никакому другому художнику не было дано столь близко и долго изучать Владимира Ильича. Это не только давало право, но и налагало обязанность и долг принять заказ и отнестись к нему со всею самой суровой серьезностью, как к подвигу...

В Лениниане Н. Андреева осталось около 200 набросков и рисунков, 100 скульптурных портретов Ленина. В начале 30-х годов Николай Андреев, не обращая внимания на серьезную болезнь сердца, работал над скульптурным портретом, как сам себе определил: "Ленин - вождь", и умер в 1932 году, так его и не окончив. Завершал работу младший брат Николая Андреева Вячеслав.

Братья, конечно, и предположить не могли, что всего через пятьдесят с чем-то лет Лениниана для многих не будет представлять не только художественной, но даже исторической ценности.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?