|
|||
Реставрации Тайной вечери
Сырость и разъедающие выделения из стен неумолимо делали свою работу: краски начали отслаиваться. В 1556 году картину обследовал Вазари. Он записал: "Ничего не видно, кроме грязных пятен". Столетие спустя появилась запись, что на стене почти невозможно разглядеть нарисованное, кроме отдельных деталей. В XVII и XVIII веках "Тайная вечеря" реставрировалась множество раз совершенно неквалифицированными художниками. Сэр Кеннет Кларк указывал на некоторые из прискорбных последствий такой реставрации: "На картине (какой она представлена в наши дни) святой Петр, со своим по-крестьянски низким лбом, - одна из фигур, сильнее всего нарушающих гармонию композиции; однако ранние копии показывают, что его голова в оригинале была наклонена назад и прорисована по законам линейной перспективы. Реставратор был бессилен преодолеть трудности этого фрагмента..." О святом Андрее было известно, что в оригинале его голова повернута на три четверти, реставратор же "превратил достойного старого человека в лицемерную обезьяну, бросающую всем вызов". Голова святого Иакова Младшего вообще творение не Леонардо, она написана рукой неизвестного художника. Контуры основных фигур все же существовали. Между 1946 и 1954 годами картина вновь была отреставрирована Мауро Пелличиоли, мастером своего дела, и то, что различимо теперь, как сквозь стекло, замутненное годами и покрытое паутиной, имеет некоторое сходство с оригинальным творением Леонардо. Ныне трапезная пуста, настоятель и монахи давно покинули монастырь. Поблизости расположен киоск с буклетами и экскурсионное бюро, в зале два фотографа показывают снимки, говорящие о том, какой ущерб во время второй мировой войны нанесла помещению бомба, упавшая всего в нескольких метрах от заложенной мешками с песком "Тайной вечери". Воздух спокоен и прохладен - и полон такого невыразимого одиночества, что каждый непроизвольно вспомнит здесь о друге или о близком человеке, который умер или уехал далеко и навсегда. И каждый почувствует, как на его глазах выступают слезы. Сохранение шедевра Леонардо всегда считалось одной из самых трудных задач, с которой когда-либо сталкивались специалисты по реставрации. "Тайную вечерю" переписывали, реставрировали и бросали на произвол судьбы несчетное количество раз. В 1901 году Габриэль Д'Аннунцио написал, казалось, последнюю эпитафию картине - свою знаменитую "Оду на смерть шедевра". "О поэты, его больше нет!" - восклицал он. Однако, несмотря на слова Д'Аннунцио, реставраторы взяли на вооружение новейшие достижения науки и предприняли еще одну попытку. Была разработана целая система борьбы с сыростью, и на тридцать лет картина была законсервирована. Но именно тогда, когда реставрация начала приносить многообещающие результаты, главный руководитель проекта был сослан Муссолини в отдаленную провинцию. Десять лет не велось никаких работ, а затем бомбардировка уничтожила всю работу реставраторов. В 1946 году усилия были предприняты вновь. Они увенчались ошеломляющим успехом. Картина, конечно, безнадежно, невосстановимо повреждена, однако сегодня хотя бы видны изначальные цвета и детали, утраченные на протяжении веков: сияющие мягким светом одежды, сервировка длинного стола, представляющая собой своеобразный натюрморт. В историческом аспекте "Тайная вечеря" неоспоримо превосходит произведения на эту тему, написанные с XVI по XX век, как в религиозном, так и в психологическом отношении. Во время реставрации 1946-1954 годов были сняты слои грубой живописи, наложенные ранними реставраторами на одежду Христа. Обнаружилось, что изначальный цвет, использованный Леонардо, был огненно-красный, символизирующий страсть. В потемневшем от времени пейзаже выявилась лента ярко-голубой воды. Этюды голов апостолов к "Тайной вечери" Леонардо сравнимы по силе с его живописными полотнами. Святой наверху, возможно, апостол Петр, прорисован чернилами и пером поверх серебряного карандаша, остальные наброски сделаны красным мелом. Исполненный чувства страха и вины Иуда узнается сразу. Другой апостол, на лице которого печать гнева, иногда определяется как святой Матфей, иногда как святой Варфоломей. На верхнем рисунке справа, который многим кажется самым прекрасным из всех созданных Леонардо, изображен святой Иаков Старший. Разрабатывая композицию картины, Леонардо наверняка сделал множество эскизов, однако до наших дней сохранилось только два. Чрезвычайно интересен беглый и для Леонардо небрежный композиционный рисунок. Не имея возможности разместить все фигуры за столом из-за недостаточного размера бумажного листа, он нарисовал четырех апостолов отдельно внизу. Его намерения прояснятся, если зритель мысленно поместит эту группу в верхнем ряду слева: там повторены плечо и рука одного из апостолов, изображенные внизу. В этом предварительном эскизе Леонардо сохранил стандартную композицию более ранних работ на ту же тему: Иуда сидит в одиночестве с ближайшей к зрителю стороны стола. К концу второй мировой воины "Тайная вечеря" пришла в такое бедственное состояние, что, казалось, и краски, и грунтовка вот-вот превратятся в пыль. Итальянское Министерство изящных искусств предприняло последнюю попытку спасти живопись, понимая, что оно ничего не теряет в случае неудачи и много приобретает в случае успеха. Мастер реставрации Мауро Пелличоли пустился в восьмилетнее рискованное предприятие, потребовавшее от него сверхъестественно точной и тонкой работы. Для начала Пелличоли закрепил живописный слой на стене с помощью только что изобретенного шеллака, абсолютно чистого и лишенного воска. Такого успеха многие специалисты в этой области не ожидали. Краски не только закрепились, но и обрели новую силу. Затем Пелличоли очень осторожно снял наслоения позднейшей живописи, пока не добрался до того, что осталось от изначальной яично-темперной живописи Леонардо и до подготовленной им грунтовки. Справа наверху показана деталь одежды Иуды, где видны расчищенные голубые места рядом с темными, все еще покрытыми позднейшими наслоениями. Что касается руки Иуды, то расчистка выявила изменения, сделанные в ходе работы самим Леонардо. Рукав голубой туники изначально прикрывал три четверти кисти, а потом был передвинут к запястью: следы голубой краски все еще видны на руке. Когда Пелличоли в 1954 году закончил работу, не оставалось ничего, что наука или искусство могли бы добавить к сделанному: картина, хотя и чудовищно поврежденная, была спасена и настолько приближена к оригиналу, насколько это вообще было возможно. P. Уoллэйc |