Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Федоровский Ф. Ф.

Почти полвека посвятил работе в музыкальном театре художник Федор Федорович Федоровский (1883-1955). Для его творческой практики было характерно совершенное знание сцены и ее законов, острота постижения замысла композитора и режиссера, умение создать целостный эмоциональный образ спектакля, добиться спаянности художественного решения с композиторским н режиссерским, тонко используя для этого живописно-объемную систему декораций. В своем творчестве Федоровский был глубоко национален. В отличие от других театральных художников, он избрал область музыкального театра.

Ученик К. А. Коровина, М. А. Врубеля, П. А. Андреева и С. В. Иванова, Федоровский окончил в 1907 году с золотой медалью декорационное отделение Строгановского художественного училища и тут же получил кафедру творческой композиции, на которой преподавал до 1923 года. Как театральный художник Федоровский впервые выступил в 1907 году, создав декорации к опере "Кармен" для Оперного театра Зимина. После этого он был приглашен на постоянную работу в театр Зимина и пробыл в нем до самого его закрытия в 1917 году.

С успехом в театре Зимина в декорациях Федоровского была поставлена "Снегурочка" Римского-Корсакова. Увлеченно работал художник над эскизами к "Садко", "Пиковой даме", "Евгению Онегину".

Однако наиболее ярким событием этого периода жизни Федоровского была его поездка в Париж но приглашению организатора "Русских сезонов за границей", известного театрального и художественного деятеля С. Дягилева. У Дягилева работали крупнейшие русские артисты, музыканты и художники. Париж принимал их восторженно. Из приглашенных Дягилевым художников, Федоровский был самый молодой. В театре уже работали А. И. Бенуа, И. К. Рерих, С. Ю. Судейкин, К. Ф. Юон. Федоровскому поручили написать декорации к опере "Хованщина" в редакции Н. А. Римского-Корсакова. Музыка "Хованщины" была сродни могучему художественному темпераменту Федоровского. Превосходный колорист, обладавший композиционно-пластическим образным мышлением, он преподал своим оформлением урок великолепного владения сценической живописью. Эскизы к "Хованщине" были раскуплены французскими музеями.

В 1921 году он был назначен заведующим художественно-постановочной частью, а затем главным художником Большого театра СССР (работал до 1941 и в 1947 - 1953 гг.).

Крупным этапом творческой биографии Федоровского была постановка "Кармен" (1922) и "Лоэнгрина" Р. Вагнера (1923). В декорациях к опере "Борис Годунов" М. П. Мусоргского (1927) художник впервые поставил своей целью раскрытие музыкальной народной драмы в ее социальном аспекте. Огромный труд вкладывал Федоровский в свои работы. Годы тщательного изучения материала и техники затрачивал он для того, чтобы овладеть новыми приемами планировки трехмерного сценического пространства, усовершенствовать живописно-объемные принципы декорационных решений. Участие в постановке опер Н. А. Римского-Корсакова "Царская невеста" (1931) и "Псковитянка" (1932) помогли Федоровскому перейти к таким сложным монументальным произведениям, как "Князь Игорь" А. П. Бородина (1934 и 1944) и "Садко" Н. А. Римского-Корсакова (1934 и 1949).

Одними из наиболее выдающихся созданий художника явились оформления "Бориса Годунова" (1946) и "Хованщины" (1948), решенные с богатой фантазией, широтой художественных обобщений, глубоким чувством своеобразия русской природы и национального зодчества.

В 1951 году Федоровскому присвоили звание народного художника СССР. За несколько лет до этого он был избран в действительные члены и вице-президенты Академии художеств (1947-1953). Работы Федоровского не раз удостаивались Государственных премий и высших наград на международных художественных выставках.

М.А.Ocтpoвский




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?