Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Сорока Г. В.

В 20-х годах позапрошлого века Алексей Гаврилович Венецианов - первый русский живописец, избравший бытовой жанр основной областью своего творчества, организовал художественную школу. Школа эта содержалась им на свой счет; к ученикам Венецианов относился с необыкновенной заботливостью, доходившей до самоотверженности. Мечтой Венецианова было широко поставить дело образования художником из одаренных русских людей, открывать "таланты из русского народа".

Венециановскую школу прошло свыше семидесяти учеников, в большинстве своем крепостных. Как высоко одаренных великий художник отмечал лишь немногих. Среди них был и Григорий Васильев, по прозвищу Сорока (1823-1864). Сын крестьянина деревни Покровской, Вышневолоцкого уезда, Тверской губернии, Сорока был крепостным Н. П. Милюкова. Юношей его приписали к дворовым и направили в имение Островки, где он стал работать по живописному делу, к чему имел очень большое влечение. Учеником Венецианова, который жил неподалеку от Островков и хорошо знал Милюкова, Сорока стал в 1842 году. У Венецианова Сорока работал напряженно. Учитель гордился его успехами. Руководствуясь своим педагогическим методом, отрицавшим академическую систему, Венецианов приучил своего ученика работать с натуры, внимательно, любовно, поэтически изображая окружающую жизнь. Он требовал, чтобы Сорока точно соблюдал линейную перспективу, стремился к правдивой передаче эффектов освещения и изменений цвета (в зависимости от освещения и глубины изображаемого пространства), тщательно выписывал всевозможные мелочи обстановки, был в колорите своих произведений как можно ближе к натуре.

Биографы Сороки считают, что наиболее ранними его произведениями следует признать два интерьера, изображающие комнаты усадьбы помещиков Философовых - знакомых Венецианова. К ранним произведениям Сороки относят также интерьер "Кабинет в Островках" (1844) и жанровую картину "Гумно".

Сорока помогал Венецианову писать иконы для ближайших церквей. Выполняя обязанности крепостного живописца помещиков Милюковых, писал он и портреты, изображающие членов этого семейства. Из них особенно запоминается портрет старшего Милюкова - Петра Ивановича, отца владельца Сороки.

Однако не эта деятельность была для Сороки определяющей. Наиболее яркое выражение в его творчестве нашел пейзаж. Сорока явился создателем целой серии замечательных тонких и оригинальных пейзажей, представляющих интереснейшую страницу в пейзажной живописи первой половины XIX века. Среди этих произведений особенно выделяются картины "Рыбаки" и "Вид на плотину в имении Спасское" (обе - 1840-е гг.), правдиво передающие поэтический, ясный и чистый образ русской природы. Сорока хлопотал о вольной, но, несмотря на участие Венецианова, убеждавшего Милюкова дать талантливому художнику свободу не получил ее. По прихоти Милюкова он был определен в садовники.

После смерти Венецианова Сорока лишился духовной поддержки. Жизнь раба, которая подавляла в человеке все человеческое, страшна своей беспросветностью. Все же художник не бросал своего любимого занятия. Более того, следуя примеру Венецианова, он стал учить живописи крестьянских детей. Однако крепостная неволя душила широту и силу его таланта.

Когда в 1861 году было отменено крепостное право, Сорока переселился в свою родную деревню Покровскую. В 1864 году в деревне начались волнения из-за грабительских условий выкупа земли. Сорока выступил против своего ненавистного помещика, защищая крестьянские права. Он послал жалобу царю, надеясь на его справедливость. Царские чиновники, разумеется, не довели жалобу до адресата. Они направили ее в Тверь, в губернское по крестьянским делам присутствие. "За сделанные грубости и ложные слухи в волости" Сороку присудили к трехдневному аресту в "холодной" и телесному наказанию. Такого рода "царская милость" потрясла доверчивого, впечатлительного художника. Как сообщают официальные документы. Сорока "затосковал", "ходил задумавшись по деревне". У бывшего раба помещика Милюкова слишком сильно было развито чувство собственного достоинства. Примириться с предстоящим позорным наказанием он не смог. 10 апреля 1864 года Григорий Васильевич Сорока - один из самых талантливых и поэтичных художников венециановской школы, покончил жизнь самоубийством.

М.А.Ocтpoвский




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?