Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Пименов Ю. И.

Юрию Пименону было семнадцать лет, когда он поступил во Вхутемас (Высшие художественно-технические мастерские). Здесь его учителями стали С. В. Малютин, М. Ф. Шемякин, а затем В. Д. Фалилеев и В. А. Фаворский. Во Вхутемасе Пименов встретился с А. Д. Гончаровым, А. А. Дейнекой, П. В. Вильямсом. Художников надолго соединила творческая дружба.

Выступив, совместно с Гончаровым и Дейнекой, на "Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства", Пименов вскоре стал одним из организаторов ОСТа (Общества художников-станковистов). В эту пору он стремился освоить индустриальную тему, искал в живописи новые ритмы, соответствующие динамике современного города, энтузиазму страны ("В сталелитейном цехе", "Даешь тяжелую индустрию!", "Бокс", "Лыжники"). Как и некоторые другие члены ОСТа и АХРР, молодой художник испытал в это время воздействие немецкого экспрессионизма. Это особенно сказалось в его работах 1920-х годов: "Инвалиды войны", "Раненый", "Ослепший".

Проходит несколько лет, и творчество Пименова получает иное развитие. Он создает совершенно новые по творческому методу произведения ("Портрет Веры Шитаковой", 1935; "Актриса", 1935; "Портрет Л. А. Ереминой", 1935). Живое ощущение современности дает Пименову возможность свежо и непосредственно видеть окружающее. Так возникает одно из лучших его полотен 30-х годов "Новая Москва" (1937), экспонированное на выставке "Индустрия социализма". Художник изображает московский пейзаж в том новом его облике, который сложился в 30-х годах. Полный движения широкий проспект с новыми зданиями, потоком машин, толпами пешеходов - это не желаемое, а уже утвердившееся в жизни. Пользуясь приемом резкого сопоставления первого и дальнего планов. Пименов сумел организовать композицию таким образом, что картина выглядела особенно динамичной. Общему замыслу соответствовало и колористическое решение.

Тема современной Москвы с каждым годом захватывала Пименова все больше и больше. Главными героями его картин стали московские женщины ("Маша, пошли обедать"). Мы видим их переносящими невзгоды войны ("Ночная улица", 1942; "Па огороде. Посадка картофеля", 1943; "Осенняя станция". 1945). Позднее москвички предстают в произведениях художника работающими на стройках и в колхозах, управляющими машинами, отдыхающими. Пименов с большим лирическим чувством раскрывает светлый внутренний мир человека, изображая самые простые, обыденные, казалось бы, прозаические сценки московской жизни.

О стремительном развитии Москвы наших дней рассказывает серия картин Пименова "Новые кварталы". "Тема и душа серии моих картин "Новые кварталы", - говорит художник, - есть жизнь городских окраин, которые на глазах делаются не окраинами, - жизнь, полная веселья и грусти, радостей и трагедий". В 1967 году за серию "Новые кварталы" Пименов был удостоен Ленинской премии.

Очень интересны натюрморты Пименова. Среди них особенно выделяется серия "Вещи каждого дня" (1959).

Много и успешно работал Пименов в театре. Широко используя возможности живописи, он создал яркие и эмоциональные декорации к пьесам очень разной направленности, разного строя художественных образов. Длительная работа в театре определила ряд сюжетов живописных и графических произведений художника ("Зинаида Райх в спектакле "Дама с камелиями", "Галина Уланова - "Жизель", "Костюмерная мастерская", "Портрет актрисы Самойловой в роли Анны Карениной" и др.).

Немало произведений создал Пименов во время своих многочисленных поездок за границу ("Рассказы о простой Европе", 1958). С 1945 года Пименов ведет преподавательскую работу во Всесоюзном государственном институте кинематографии (ВГИК). Ему присвоено звание профессора по кафедре живописи и рисунка. В 1962 году он был избран действительным членом Академии художеств СССР и удостоен звания народного художника РСФСР.

М.А.Ocтpoвский




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?