Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Сурбаран Ф.

XVII век называют "золотим веком" испанской культуры. Именно в эту пору в Испании работают такие поэты, прозаики и драматурги, как Сервантес, Кеведо, Лоне де Вега, Тирсо де Молпна, Аларкон, Гевара, Кальдерон. Вслед за расцветом литературы начинается мощный подъем искусства Испании. Новое, передовое в искусстве Испании развивается вдали от двора, преимущественно в оживленных торговых городах - Севилье и Валенсии. Одним из выдающихся живописцев "золотого века" был Франсиско Сурбаран (1598-ок. 1664 г.).

Сын эстремадурского крестьянина, Сурбаран учился в Севилье у Впльянуэвы, заурядного художника, занимавшегося раскраской скульптуры. Войдя в среду севильских художников, Сурбаран подружился с Веласкесом и вместе с ним увлекся новыми тогда идеями караваджизма. Вероятно, бывал Сурбаран и в мастерских живописцев Ф. Эрреры Старшего и Ф. Пачеко, пользовавшихся в то время известностью. Искусство Сурбарана, отличавшееся суровым реализмом и строгой простотой, нравилось жителям Севильи, городской совет просил его навсегда остаться в городе и принять официальное звание "художника Севильи". Это вызвало зависть и интриги со стороны местных живописцев. Они требовали даже специального экзамена для Сурбарана, но молодой мастер резко отверг их притязания.

Один из своих ранних живописных циклов Сурбаран посвятил жизни св. Бонавентуры. Отдельные эпизоды легенды о св. Бонавентуре он трактовал как сцены из жизни современного ему испанского монастыря. Всех действующих лиц художник писал с натуры. К наиболее удачным произведениям этого цикла следует отнести полотно "Посещение св. Бонавентуры Фомой Аквинским". Можно предположить, что в изображении монахов художник дал портреты конкретных лиц.

На 30-е - 40-е годы XVII века падает расцвет творчества Сурбарана. В 1631 году он пишет знаменитый "Апофеоз Фомы Аквинского". Картина эта отличается свободой и мощью выполнения, монументальностью и психологической углубленностью образов. Краски здесь необыкновенно глубоки и насыщены, фигуры пластичны, уверенный мазок умело наносит полутона. Еще одну известную серию Сурбарана составляют портреты монахов картезианского монастыря в Херес-де-ла-Фронтера (1633-1638). В них нет никакого стремления к внешней эффектности - все просто, строго и правдиво. Позы разнообразны, но спокойны. И лишь лица да выразительные жесты рук передают целую гамму переживаний, вплоть до молитвенного экстаза. Для того же монастыря были сделаны картины "Благовещение", "Поклонение волхвов", "Рождество Христово" и др. В этом цикле портретов и картин Сурбаран использует пейзажные фоны и добивается впечатления живописного единства пространства путем высветления заднего плана и плотного письма первопланных фигур.

С посещением Сурбараном около 1634 года Мадрида связывают цикл его картин с изображением подвигов Геракла. Известны светские портреты художника: "Портрет геолога Иеронима Переса" (ок. 1633 г.), "Портрет доктора Саламанкского университета" (конец 1650-х гг.) и ряд портретов детей, подкупающих живым очарованием натуры и искренностью. Сюда же можно отнести и портреты светских дам Севильи, изображенных в виде святых, где художник прежде всего стремился передать миловидность моделей, нарядность их туалетов.

Сурбаран был большим мастером натюрморта. Композиция их обычно очень проста. Но четкий ритм очертаний предметов, весомость и материальность их форм, созвучие красок придают им необычайную собранность и торжественность.

Одной из интереснейших работ художника была серия картин для монастыря иеронимитов в Гуадалупе (Эстремадура). Здесь он ставит перед собой новые живописные задачи. Колорит смягчается, звучные краски как бы приглушены общим серебристым тоном, но тем большей мягкости и воздушности достигает мастер при передаче тканей, глубины пространства, освещения.

Во второй половине 40-х годов Сурбаран совсем отказывается от композиции, он пишет только одиночные фигуры, в том числе "Апостола Фому" и "Св. Кирилла", которые заслуженно ставятся в ряд лучших его созданий. В поздний период творчества Сурбарана в его искусстве, захваченном общим упадком испанской культуры, можно отметить появление идеализирующих тенденций и черты мистицизма. Излюбленная тема позднего Сурбарана - мадонна с младенцем.

М.А.Ocтpoвский




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?