Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Козловский М. И.

В 1802 году Совет Академии художеств постановил: "В уважение оказанных Козловским отечеству и Академии заслуг соорудить над его могилой памятник..." и назначил эскиз памятника программой воспитанникам Академии.

Золотую медаль за свой эскиз получил ученик Козловского Демут-Малиновскпй. Исполненное им надгробье - один из шедевров мемориальной скульптуры. Надпись на памятнике гласила: "Под камнем сим лежит ревнитель Фидиев, российской Буопаротт". Сравнение Козловского с великими ваятелями Фидием и Микеланджело Буонароттн не было случайным. Михаил Иванович Козловский (1753-1802) занимал первостепенное место в европейской скульптуре второй половины XVIII века. Сын "трубачевского мастера", служившего в галерном (военно-морском) флоте, Козловский начал учиться в Академии художеств с тринадцати лет. Окончив ее с золотой медалью, он едет за границу для продолжения художественного образования. Заграничные занятия Козловского начались в Риме. В 1779 году он переехал в Париж. По дороге в столицу Франции молодой скульптор некоторое время пробыл в Марселе, где его мастерство получило высокую оценку. Марсельская Академия присудила Козловскому звание академика.

На родину Козловский вернулся зрелым, сложившимся скульптором. Выполнив два барельефа для Мраморного дворца (1780-е гг.) и большую мраморную статую Екатерины II в образе Минервы (1785), он вновь направился в Париж, где попал в самую гуту революционных событий. Под их влиянием Козловский исполнил одно из лучших своих произведений героико-драматического плана- "Поликрат" (1790).

Когда в самом конце XVIII века в Петергофе началась работа по реконструкции ансамбля фонтанов и замена старых свинцовых статуй новыми, Михаил Козловский получил задание изваять центральную скульптурную композицию Большого каскада - фигуру Самсона, разрывающего пасть льва. Установленная еще в 1735 году фигура Самсона олицетворяла не библейское сказание, а грозную силу русского оружия. Она была непосредственно посвящена победам Петра I над шведскими войсками. На гравюрах тех времен Петр I изображался в виде "Самсона российского, рыкающего льва свейского преславно растерзайтего" (фигура льва входит и шведский государственный герб). Тот же образ был воплощен и в статуе Самсона. Выполненная из темною свинца, она к концу века пришла в ветхость. Козловский заменил эту статую бронзовой позолоченной. "Самсон" Козловского, напоминавший по своей исключительно энергичной лепке титанические образы Микеланджело, явился одним из самых примечательных произведений парковой монументально-декоративной скульптуры. Во время Великой Отечественной войны этот ценнейший памятник был увезен гитлеровскими захватчиками. После войны он был заново восстановлен по сохранившимся фотографиям и документальным материалам скульптором В. Симоновым.

Самым высшим творением Козловского явился памятник великому русскому полководцу А. В. Суворову. Как и почти все произведения Козловского, статуя Суворова полна движения и энергии, отличается великолепно найденным пространственным построением. Выполненный в 1799 - 1801 годах памятник Суворову был первоначально поставлен и Петербурге в глубине Марсова поля, ближе к Михайловскому дворцу. В 1818-1819 годах архитектор Росси передвинул его, и памятник занял место близ Мраморного дворца.

Козловский оставил поистине классические образцы почти во всех жанрах скульптуры. Утонченностью поэтических образов отличаются его скульптуры "Пастушок с зайцем", известный под названием "Аполлон" (1789), "Спящий Амур" (1792), "Амур со стрелой" (1797). Великолепны его терракотовые статуэтки по мотивам "Илиады". Ряд замечательных произведений создал Козловский в области мемориальной скульптуры (надгробие генерала П. И. Мелиссино, 1800; памятник С. А. Строгановой. 1801 - 1802).

М.А.Ocтpoвский




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?