Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фотоальбом | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Моор Д.

Богата именами крупных мастеров история советского плаката н карикатуры. Одним из зачинателей и виднейших художников советской политической графики по праву считается Дмитрий Стахиевич Моор (Орлов) (1883-1946).

Моор родился в Новочеркасске, в семье горного инженера. Происходила эта семья из старого казачьего рода, чем Моор очень гордился, всегда называя себя потомственным казаком.

В 1898 году Моор переселился в Москву. Своим художественным образованием он занимался сам, рисуя с натуры и по памяти. Решающее значение в жизни Моора, принадлежавшего к активной части молодежи, имела революция 1905 года. Именно в это время определилось основное направление его творчества.

Начав сотрудничать в 1908 году в популярном сатирическом журнале "Будильник", Моор быстро добился первых успехов. Острые карикатуры молодого художника выделялись из общей массы карикатур своей политической направленностью. Часто они подвергались запрету цензуры.

Революцию Моор воспринял восторженно. Моор выбрал для себя путь художника-агитатора. Он одним из первых стал расписывать агитпоезда, регулярно работать над плакатами. Поначалу в плакатах Моора ("Смерть мировому империализму", "Враг у ворот! Все на защиту!") реальная борьба за Советскую власть образно трактовалась еще как единоборство со страшными мифическими чудовищами. Вскоре однако художник отказался от аллегорических образов и нашел для своего плаката более действенную и лаконичную форму.

Самый плодотворный период деятельности Моора относится к 1920 - 1921 годам, когда им были созданы плакаты "Красный подарок белому пану", "Ты записался добровольцем?", "Помоги". "Страсть - вот что нужно в плакате, и только тогда он будет себя оправдывать", - считал Моор. Именно страстью, пафосом благородного гнева дышали плакаты Моора. Особенно показателен в этом отношении замечательный по строгости лаконичной выразительности плакат "Ты записался добровольцем?" (1920), призывающий вступать в ряды Красной Армии. Суровый, монументальный образ красноармейца увлекает своим волевым порывом. Надолго запоминается его строгий ясный взгляд и повелительный жест.

Собранность и простота композиции, ее завершенность и отточенность отличают плакат "Помоги". Он был создан в 1921 году, когда в Поволжье - разразился голод. Это полное глубокой человечности, потрясающее по силе и эмоциональной выразительности произведение. Сначала художник хотел дать на плакате фигуру крестьянина, окруженную изображением страданий и бедствий голодающих. Однако он отказался от этого замысла и пошел по пути концентрации центрального образа. Похожая на призрак, изможденная фигура голодающего старика, страстный жест его иссохших рук, вскинутых в горестном обращении к народу, - все это со страшной правдивостью свидетельствует о стихийном бедствии.

Работая как плакатист, Моор в то же время создавал сатирические и агитационные лубки ("Советская репка", 1919), сотрудничал в "Окнах РОСТА", в журнале "Красноармеец", в газете "Правда", где постоянно в течение ряда лет помещались его политические карикатуры.

Большое место в творческом наследии Моора занимают плакаты, лубки, книжные иллюстрации и журнальные рисунки на антирелигиозные темы. Долгое время Моор руководил художественной частью журнала "Безбожник у станка". Занимался художник и педагогической деятельностью: он преподавал во Вхутемасе на кафедре литографии и в Полиграфическом институте на кафедре плаката. Взгляды Моора на искусство оказали плодотворное влияние на многих молодых художников. В числе учеников Моора были А. М. Каневский, Кукрыниксы, Б. И. Пророков, В. Н. Горяев, А. В. Кокорин, Ф. П. Решетников. В годы Великой Отечественной войны Моор, во всеоружии зрелого мастерства, отдал весь свой талант делу создания сатирических рисунков, плакатов, лубков, призывающих к разгрому фашизма.

Говоря о творчестве Моора, нельзя не вспомнить о его иллюстрациях к "Руслану и Людмиле" Пушкина, "Слову о полку Игореве", "Басням" Крылова, различным детским сказкам и антимилитаристическому роману А. Барбюса "В огне".

В 1932 году за свою плодотворную творческую и общественную работу Моор был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.

М.А.Ocтpoвский




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?