Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Каменев Л. Л.

Сын мелкого торговца Лев Каменев (1833-1886) так и не закончил Астраханской гимназии. Отец, нуждаясь в помощнике, взял его к себе в лавку. Но юноша не оправдал родительских надежд. Испытывая влечение к живописи, он твердо решил сделаться профессиональным художником. В 1854 году, оставив семью, отправился искать счастья в далекую Москву. Здесь ему удалось поступить в Московское училище живописи и ваяния в класс пейзажа и перспективы. Его учителем стал профессор К. И. Рабус, а затем А. К. Саврасов, которому было поручено руководство пейзажным классом после смерти Рабуса в январе 1857 года. Со временем взаимоотношения между Каменевым и Саврасовым перешли в крепкую дружбу. Окончив Училище живописи и ваяния, Каменев стал с успехом экспонировать свои картины на выставках Общества любителей художеств ("Пейзаж с избушкой", 1859, "Пейзаж с рекой", 1860).

В 1862-1864 годах Каменев при содействии Общества совершил поездку за границу. Он познакомился с картинными галереями Европы, с творчеством многих зарубежных художников. Дольше всего Каменев жил в Мюнхене и Дюссельдорфе. Будучи в Швейцарии, он создал ряд интересных этюдов. Однако они не удовлетворили художника. "Чтобы писать ее (Швейцарию), - говорил он, - надо родиться швейцарцем или им сделаться, а я и во сне вижу наше русское раздолье с золотой рожью, реками, рощами и русской далью". Вернувшись из-за границы, Каменев горячо принялся за работу. Вскоре за картину "Сенокос" (1886) он получил первую премию на конкурсе Общества любителей художеств.

Его картины, простые по сюжету, сдержанные в цвете, правдивые, овеянные обычно тихим, задумчивым настроением, сразу же полюбились зрителю. Каменев стал одним из популярных пейзажистов 60-х годов.

За пейзажи "Зимний вид из окрестностей Москвы" (конец 60 гг.) и "Вид из окрестностей села Поречья" (1869) Совет Академии художеств избрал Каменева академиком. В 1870 году Каменев стал одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок и активно включился в его деятельность, несмотря на болезнь, которая в ту пору уже начала подтачивать силы художника.

Большой успех имели экспонированные Каменевым на 1-й Передвижной выставке 1871 года пейзажи "Летняя ночь" и "Туман. Красный пруд в Москве осенью". Картина "Летняя ночь" была высоко оценена В. В. Стасовым. В статье "Передвижная выставка 1871 года" он писал: "Каменев представил "Летнюю ночь", где эффект нежно освещенных луной тоненьких облаков, маленький залив между зарослей, мелькающие огоньки в стороне, пасущееся стадо лошадей вдали - все это бесподобно в высшей степени". Лирическая сторона дарования Каменева не менее ярко выразилась и в большом полотне "Туман. Красный пруд в Москве осенью" (1871). Эта картина, построенная на тончайших тональных отношениях, прекрасно выражающая настроение тишины и умиротворенного покоя, явилась одним из лучших творений художника. В ней особенно заметно сказался новый подход Каменева к трактовке природы. Это был уже не интимный, а лирико-эпический пейзаж. С еще большей ясностью новые черты творчества Каменева сказались в картинах "Перед грозой" (1875) и "Летний пейзаж под Казанью" (1876), написанных с высоким мастерством, задушевностью и лиризмом.

В 70-х годах Каменев много путешествовал по России. Он писал этюды Волги, украинские пейзажи, много работал в окрестностях Москвы. Не раз художник писал и рисовал Саввинский монастырь под Звенигородом. Саввинская слобода, расположенная вблизи монастыря, была любимым местом пребывания многих московских пейзажистов. Каменев провел здесь почти безвыездно свои последние годы.

В 80-е годы Каменев все реже и реже выставлял свои произведения. Он жил в одиночестве и нищете. Последней значительной его работой был пейзаж "Ручей" (1884), за который ему присудили первую премию Общества поощрения художников.

Творчество Каменева явилось важным звеном в развитии русского лирического пейзажа. Каменев во многом уступал Саврасову. Но как и Саврасов, он утверждал в своих простых и задушевных картинах поэтически-прочувствованные мотивы близкой человеку природы.

М.А.Ocтpoвский




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?