Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Сверчков Н. Е.

В 60-х годах позапрошлого века на международных всемирных выставках с большим успехом демонстрировались картины русского художника Николая Егоровича Сверчкова (1817-1898). Популярность Сверчкова росла необычайно быстро. Скоро он приобрел европейскую известность. Критики наперебой хвалили его работы, находя в них много нового и оригинального. Жюри Всемирной парижской выставки 1863 года отметило картины Сверчкова "Возвращение с медвежьей охоты", "Почтовая станция", "Ярмарка в Воронеже". Правительство Франции наградило его орденом Почетного легиона. Вскоре с творчеством талантливого русского живописца познакомилась и Америка. На филадельфийской Всемирной выставке была удостоена медали картина Сверчкова "Масленица в деревне".

Разнообразно было творчество Сверчкова. Он писал жанровые, исторические, батальные полотна, занимался скульптурой. Но редкого мастерства достиг этот художник в изображении животных, особенно лошадей. Именно дорожные сцены, картины охоты, конные портреты принесли Сверчкову славу, поставили его в один ряд с виднейшими мастерами нашего отечественного искусства.

Родился Сверчков в Петербурге в семье служащего придворного конюшенного ведомства. Родители, подметив в мальчике склонность к рисованию, отдали его в Воспитательную школу при Академии художеств. Однако вскоре, из-за болезни, он вынужден был возвратиться домой и дальнейшее свое образование получил в Петропавловском училище общего типа.

Навыки и знания в искусстве Сверчкову пришлось приобретать преимущественно самообразованием. Ставши по желанию отца чиновником, Сверчков не оставлял занятий живописью. В 1839 году он послал на академическую выставку свои первые картины: "Автопортрет", "Ездок", "Итальянка с гитарой" и "Портрет девицы Сверчковой". За эти работы ему было присуждено звание свободного художника портретной живописи. Ободренный успехом, он оставил службу и целиком отдался любимому искусству. В 40-е годы Сверчков приобрел известность как художник-анималист, создатель цикла картин с изображением лошадей. Мастерство, с которым художник передавал на полотне малейшие особенности той или иной лошади, было поразительным. Освоение Сверчковым своеобразного жанра конного портрета было как бы подступом к его большим сюжетным произведениям. Одним из них явилась "Помещичья тройка", за которую Сверчков в 1852 году получил звание академика "по живописи народных сцен". В 1855 году за картину "Дорожные" ("Грузный экипаж") он удостоился звания профессора.

В этот период сильное воздействие на Сверчкова оказал Н. А Некрасов. Художника и поэта сблизили любовь к народу, к русской природе. Подолгу живя у Некрасова в его усадьбе "Карабиха". Сверчков исполнил несколько картин и рисунков на некрасовские сюжеты: "Мороз, Красный нос", "Мужичок с ноготок" и др. Известен также "Портрет А. Я. Панаевой на лошади". Многочисленные работы художника на бытовые темы ("Возвращение с крестьянской свадьбы", 1857; "Мужик, возвращающийся с ярмарки", 1857-1858; "В метель", 1855; "Тройка в степи", 1856; "Псарь" и др.) претили вкусу ревнителей "чистого искусства". Но гравюры с картин Сверчкова пользовались очень большой популярностью. Их можно было часто встретить в самых отдаленных уголках России.

В 60-е годы творчество Сверчкова достигло наивысшего расцвета. Художник совершает длительную поездку за границу. Возвратившись на родину. Сверчков по-прежнему продолжает работать над темами из народного быта. В его полотнах снова встречаются в изобилии дорожные и охотничьи сцены, он отдает дань историческому и батальному жанрам.

Последние годы жизни Сверчкова были очень тяжелыми. Нужда и болезнь сопровождали его старость. "Средств никаких нет и не предвидится... - признавался художник. - Академия плюет на твое славное прошлое, забыли, что я сделал для популяризации русского искусства за границей..."

М.А.Ocтpoвский




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?