Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фотоальбом | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Бургкмайер Г.

В Аугсбурге, старинном южнонемецком городе, издавна сложилась своя живописная школа. Ведущими художественными семьями города, между которыми по традиции распределялись наиболее важные заказы, были Гольбейны, один из которых Ганс Гольбейн Младший был величайшим живописцем своего времени, и Бургкмайеры, среди которых наибольшую известность завоевал Ганс Бургкмайер (1473-1531). Отец Ганса - Томан Бургкмайер (ум. в 1523 г.) - был первым учителем своего сына. Но еще больше обязан Г. Бургкмайер Мартину Шонгауэру, в мастерской которого в эльзасском городе Кольмаре (ныне это территория Франции) он проходил дальнейшее обучение.

Нельзя недооценивать и роль примера А. Дюрера для молодого мастера. В 1495 году Бургкмайер совершил путешествие в Италию, и живопись североитальянских мастеров произвела на него неизгладимое впечатление. Но традиции итальянской живописи, как показала его дальнейшая деятельность, он воспринял весьма и весьма творчески.

В 1498 году Бургкмайер навсегда возвратился в свой родной Аугсбург. Одна из ранних его известных работ выполнена по заказу монахинь монастыря святой Екатерины. Монастырю хотелось иметь изображения семи главных храмов Рима, с обязательным посещением которых связывалось отпущение грехов. Бургкмайер написал три из семи композиций: с изображением базилики святого Петра (1501), Латеранской базилики (1502) и базилики Санта Кроне (1504). В характере решения пространства, в трактовке фигур очевидно знание итальянских образцов. Прекрасны пейзажные фоны в изображении Латеранской базилики, перекликающиеся с его более поздними произведениями. Но в целом можно отметить и еще весьма тесную связь с немецкой позднеготической традицией - в широком введении золота, темно-коричневых тонов, в калейдоскопе жития святых.

Выполненная в 1509 году композиция "Мария с младенцем" и относящийся примерно к тому же времени "Автопортрет с женой" говорят уже о более гибком использовании пластических принципов ренессансной живописи. Но опять-таки, это отнюдь не слепое следование иноземной традиции. В творчестве Бургкмайера огромную роль играет фантастический вымысел. "Мария с младенцем" помещена им на фоне итальянской по духу, но вымышленной архитектуры. В одном из портретов с женой на нас из зеркала устрашающе смотрит мертвая голова художника.

Бургкмайер регулярно писал большие алтарные композиции и картины на религиозные темы: триптих "Иоанн на Патмосе" (1518), где им сочинен удивительный пейзаж тропиков с пальмами и южными птицами, триптих с распятием (1519), ныне находящийся в старой мюнхенской Пинакотеке. Художник мастерски строит многофигурные сцены, его колорит отличается сдержанной красотой, немалую роль в создании настроения играет пейзаж.

Со временем в искусстве Бургкмайера все более начинают преобладать элементы декоративного плана, еще более изощренной становится композиция, цвет теряет легкость. В 1520-е годы художник становится приверженцем живописи маньеризма, одним из ярких представителей ее на немецкой почве. Характерным для этого этапа его творческого пути является большое полотно "Битва при Канах", эффектное, виртуозно исполненное произведение.

Исключительный интерес представляет графическое наследие Бургкмайера. Вероятно, первый он ввел в гравюру на дереве приемы построения формы с помощью светотени ("Смерть-убийца", 1510). Обычно Бургкмайер резал свои гравюры на досках из бука. Они очень декоративны, просты и торжественны одновременно, в них масса жизненных наблюдений. Как правило, это большие развернутые графические серии. Среди них можно отметить гравюры с аллегориями пороков, добродетелей и планет (ок. 1510 г.), великолепные циклы иллюстраций к "Генеалогии" (между 1512 и 1518 г.) и к морально-аллегорически стихотворным сочинениям императора Максимилиана "Тейерданк" ("Бесценный дар", 1517) и "Вейскуниг" ("Белый король") (изданы лишь в 1775 г.). Они относятся к числу лучших гравюр в немецком искусстве той эпохи. Интересным мастером гравюры на дереве был и сын художника, Ганс Бургкмайер-младший.

Известен и один офорт Бургкмайера (собрание Эрмитажа) - аллегорическая композиция "Венера и Меркурий".

М.А.Ocтpoвский




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?