Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фотоальбом | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Семирадский Г. И.

В 70-е - 80-е годы позапрошлого столетия в русской живописи вновь стал активизироваться академизм с его проповедью "чистого" и "возвышенного искусства", с культом классической античной тематики. Самым талантливым и типичным представителем молодого поколения академической реставрации был Семирадский.

Генрих Ипполитович Семирадский (1843-1902), поляк по национальности, родился в селе Печенеги близ Харькова. Отец его был военным. Еще обучаясь во 2-й харьковской гимназии, Семирадский проявил большие художественные способности. Их развитию содействовал гимназический преподаватель рисования, бывший в свое время учеником К. П. Брюллова. Окончив физико-математический факультет Харьковского университета, Семирадский в 1864 году поступил в Петербургскую Академию художеств. Пройдя курс, он получил за картину "Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу" (1872) большую золотую медаль и шестилетнюю командировку за границу.

Сначала Семирадский работал в Мюнхене, пользуясь советами немецкого академиста К. Пилоти, и в его стиле исполнил картину "Римляне блестящего времени империи". Затем он отправился в Рим, где и провел всю жизнь, лишь иногда наведываясь в Польшу. Однако Семирадский не порывал связей с Петербургской Академией; он выполнял по ее рекомендациям многие официальные заказы, участвовал в ее выставках, входил в Совет Академии, получил

звание академика (1873) и профессора (1877).

Уже в годы пенсионерства Семирадский показал себя убежденным приверженцем академической школы. Яркое свидетельство этому - большое многофигурное полотно "Фрина на празднике Посейдона", вновь переписанное художником в 1889 году.

Сюжетом для этой картины послужило предание об афинской красавице Фрине, обвиненной в кощунстве, но оправданной судьями благодаря своей исключительной красоте. Семирадский, блестяще овладев полученными в Академии профессиональными навыками, стремился по-своему обновить академическую живопись. Однако за праздничной декоративностью красок, за тонкой и виртуозной живописью, за точной передачей предметов мы не находим в картине ни значительных идей, ни содержательного рассказа. Они подменены внешне блестящей подачей сюжета, требующего, кстати сказать, разъяснений, ибо он непонятен неподготовленному зрителю. Обычно на своих картинах Семирадский представлял сцены из античной жизни. Для его полотен были характерны свободная композиция, светлый колорит, эффектная передача световоздушной среды. Однако эти ловкие по технике картины с "античными" красавицами, вазами, ожерельями, цветами были на деле лишены обаяния подлинной античности. Во многих из них художник бесконечно варьировал условные каноны и заученные приемы. Это делало его произведения похожими друг на друга.

Внутренняя холодность, безжизненность эффектного искусства Семирадского отмечает его самую знаменитую картину "Светочи христианства. Живые факелы Нерона" (1877). В том же роде написаны жанрово-идиллические сцены: "По примеру богов", "Танец среди мечей", "Продажа амулетов", "Сельская сцена", "Перед купанием" и др.

Семирадский обращался и к религиозным сюжетам ("Христос и грешница", "Христос у Марфы и Марии", "Тайная вечеря"). Им были также исполнены стенные росписи в Историческом музее в Москве на темы из жизни древних славян, расписаны занавесы для театров в Кракове и Львове. Искусство Семирадского при жизни художника пользовалось шумным успехом. За картину "Светочи христианства" Семирадскому на Всемирной выставке в Париже была присуждена большая золотая медаль; Академии изящных искусств в Берлине, Стокгольме и Риме избрали Семирадского своим членом, а флорентийская галерея Уффици предложила ему написать автопортрет для своего исторического собрания знаменитых мастеров всех времен и народов.

М.А.Ocтpoвский




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?