Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Революция 1848 года

В 1848 и 1849 годах в ряде европейских стран разразилась революция. Баррикады выросли на улицах Парижа. Нарушилось привычное течение жизни городов Германии. Восстали Прага и Вена. В Румынии началась вооруженная борьба против турецких захватчиков. Императорская Россия двинула свои войска на подавление восставшей Венгрии. Все эти события не могли не оставить следа в изобразительном искусстве, хотя, конечно, связь эта часто носила крайне сложный опосредованный характер.

Революция 1848-1849 годов была одним из симптомов начинающегося кризиса буржуазного общества. Говоря о ее воздействии на искусство и литературу, мы должны иметь в виду два взаимосвязанных аспекта рассмотрения данной темы. Первый - более локальный, фактографический, очень ценный как историческая документация событий, их хроника. Второй - значительно более широкий, связанный с изменениями под влиянием революции атмосферы общественной жизни и тем самым с изменениями в направленности развития искусства.

Революция 1830 года нашла свое выразительное воплощение в знаменитом полотне Э. Делакруа "Свобода на баррикадах", ставшем как бы символом свободолюбия французского народа. Революция 1848-1849 года также была конкретно отражена в творчестве многих художников. Во Франции это в первую очередь произведения великого сатирика О. Домье. Темы революции разрабатываются в его живописи полной остродраматических коллизий: "Восстание", 1848, "Семья на баррикадах", 1848-1849. К ним примыкают и ряд композиций, изображающих беженцев и политических эмигрантов. Еще большую известность приобрела революционная сатирическая графика Домье. Ряд его литографий разоблачает козни заговорщиков, мечтавших о реставрации монархии. В его творчестве появляется вымышленный им сатирический персонаж политического авантюриста, лжеца Ратапуаля, как бы собирательный образ политического деятеля бонапартистского толка. Эта тема проходит и в скульптуре Домье. Но в то же время ряд его литографий 1848 года носит мажорный патетический характер - в них он приветствовал установление во Франции республиканского строя.

Откликнулись на события революционных дней и другие художники. Даже законодатель Салонов, модный исторический живописец Ш. Мейсонье не мог пройти мимо такого грандиозного потрясения в жизни страны. Его композиция "Баррикады. 1848", изображающая улицу, усеянную трупами, звучит диссонансом в его творчестве.

Не случайно Э. Делакруа говорил об обнаженной правде, заключенной в рисунке к этой картине.

В Германии революция нашла отражение в творчестве крупнейшего живописца А. Менцеля. После победы над королевскими войсками он пишет сцену похорон бойцов, павших в мартовских боях на баррикадах. В ней он хотел выразить чувство торжественности процессии, свое уважение к памяти павших. Правда, позже, разочаровавшись, как и многие интеллигенты, в дальнейшем ходе событий, Менцель отошел от тем революции. Но его картина остается одним из наиболее ценных изобразительных документов памятного 1848 года в Германии.

Правдивые реалистические этюды о событиях революции написал австрийский художник А. фон Петтенкофен, бывший очевидцем восстания в Будапеште ("Штурм народом замка Буды", 1849, Венгерская национальная галерея в Будапеште).

Тема революции 1848 года стала одной из "сквозных" тем венгерского изобразительного искусства, где она разработана в разных планах.

В Пражском восстании участвовал один из крупнейших живописцев чешской школы И. Манес. В его творческом наследии имеются портретные наброски тех лет. Известно, что он расписывал знамена повстанцев.

Важным этапом стала революция 1848 года в румынском изобразительном искусстве, хотя она и была жестоко подавлена. Крупнейшие живописцы той поры, считающиеся ныне одними из основателей современной румынской живописи - К. Розенталь, Б. Исковеску, И. Негулич, были очень активными деятелями революционного движения.

Характерна для этого времени романтически-символическая трактовка революционной темы в полотне К. Розенталя, написанном под явным впечатлением от знаменитой картины "Свобода на баррикадах" Э. Делакруа, "Румыния разрывает свои цепи на поле Свободы" (1848).

В более широком плане можно говорить и о том, что революционные события 1848 года косвенно способствовали утверждению реалистических принципов в европейской живописи середины прошлого столетия. Правда, вульгарно-социологическая школа в нашем искусствоведении 1920-х годов несколько прямолинейно решала этот вопрос. Но безусловно такая связь существует, хотя она носит более глубокий, внутренний, осознанный характер. Но, конечно, при этом мы должны не забывать и о глубинных закономерностях развития самого искусства. Непосредственно за событиями 1848 года в Салоне 1849 года показывает свое программное реалистическое полотно "После обеда в Орнане" Г. Курбе, вступает в пору зрелости творчество О. Домье, появляются замечательные крестьянские жанры Ф. Милле. После эпохи романтизма с ее подчеркнутой взволнованностью, эмоциональностью, рождается потребность в трезвом анализе действительности, в ее правдивом и точном показе. Современная жизнь решительно входит в некогда недоступное ей высокое, "святое" искусство. Начинается широкий процесс демократизации искусства.

Несомненно, что изменившаяся общественная атмосфера после революционных событий 1848 года, крах идеальных устремлений представителей передовой интеллигенции под натиском реакции в определенной степени способствовали кризису романтизма, перерождению его во многих странах в одну из форм салонного официального творчества. Если мы обратимся к странам Восточной Европы, то там необходимо отметить другой характер воздействия событий революции на искусство. Здесь самой болезненной, насущной практической проблемой была задача завоевания национальной независимости. Поэтому в этих условиях особое прогрессивное значение приобрело развитие исторической живописи. Она широко распространяется, становится одним из ведущих жанров и в чешской, и в польской, и в румынской, и в венгерской живописи. Так в косвенной форме здесь велся разговор о современных проблемах. Историческая живопись способствовала росту национального самосознания И здесь связь с уроками революции 1848-1849 годов существенна и несомненна.

Традиции революции 1848 1849 годов остаются и по сей день важной темой в искусстве многих европейских стран. Мастера изобразительного искусства Румынии, Венгрии, Чехословакии создали за последнее десятилетие немало значительных произведений, посвященных славному революционному прошлому своих народов.

М.А.Ocтpoвский




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?