Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Пиков М.И.

"Рисую с детства по внутреннему побуждению. Когда познакомился в школе с акварелью - страсть усилилась. Цвет, прозрачность красок меня очаровали. Сначала карандашом перерисовал почти всю школу. Потом стал писать портреты акварелью, летом - пейзажи. Также по внутреннему побуждению делал живописные композиции. Жил в деревне, природа способствовала увлечению. Отец, хоть и был крестьянин, очень любил книги, отнюдь не препятствовал мне работать, снабжал материалами. В школьные годы был у меня друг - Фокин Александр Дмитриевич, студент Московского университета, влиял на общее развитие (он не был художником, но искусство любил и понимал). В 1920 году он побудил меня уехать в Москву".

Так вспоминает о своем детстве, отрочестве и юности один из крупнейших советских мастеров книжной графики Михаил Иванович Пиков.

Воспитанник графического факультета Вхутеина, ученик П. Я. Павлинова, Л. А. Бруни и В. А. Фаворского, Пиков в начале своего творческого пути занимался станковой гравюрой, акварелью, монументальной росписью. Но наибольший интерес проявился у него к книжной иллюстрации и оформлению книги. Большое влияние на Пикова как художник и человек оказал Фаворский. От ученически-подражательных гравюр Пиков вскоре пришел к созданию произведений, в которых ярко раскрылась его индивидуальность. Первыми крупными произведениями Пикова были ксилографии к "Сочинениям" А. Фиренцуолы (1933), к антологии "Лирика древней Эллады" (1934) и, наконец, миниатюры к "Лирике" Хафиза (1934).

В 1938-1940 годах Пиков исполняет цветные ксилографии - иллюстрации к русской народной сказке "Гуси-лебеди" и народному армянскому эпосу "Давид Сасунский". Работая над "Давидом Сасунским", художник совершает поездку в Армению, делая зарисовки с натуры, - горные пейзажи, руины средневековых монастырей и храмов.

В полной мере дарование Пикова развернулось в 1940-1950 годы. С большой увлеченностью работает художник над оформлением и иллюстрированием произведений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, привлекает его и поэзия С. Я. Маршака, и древнерусское "Слово о полку Игореве". Одновременно Пиков стремится в своих гравюрах раскрыть бессмертные образы творений зарубежной классики.

Еще в годы Великой Отечественной войны он создает гравюры и оформление трагедии Шекспира "Антоний и Клеопатра" (1944). В дальнейшем свое искусство ксилографа и художника книги Пиков ярко демонстрирует в иллюстрациях к "Илиаде" Гомера (1949), к трагедиям Софокла (1954), Эсхила (1956), к стихотворениям Бо Цзюйн, Ду Фу.

Пиков .всегда стремится передать мироощущение автора и в то же время выразить свое отношение к книге. Работам его свойственна большая внутренняя напряженность. Вершину творчества Пикова представляет цикл ксилографии к "Божественной комедии" Данте. Над этими ксилографиями художник работал в течение ряда лет. Ему удалось с высоким мастерством объединить литературный текст с графикой, передать высокий гуманизм поэмы.

Работает Пиков и в жанре портрета. Еще в 30-х годах им были выполнены портреты Т. С. Грица (1932), В. Д. Дервиза (1932). М. И. Бабановой (1932). Большой интерес представляют сделанные художником портреты Лу Синя (1949), А. Н. Радищева (1949), В. Шекспира (1959).

Но лучшим из всех пиковских портретов следует признать портрет Б. Шоу. Он был сделан в тяжелые годы Великой Отечественной войны на основании изучения иконографических материалов для сборника "Избранные пьесы" Шоу. Когда сам Шоу увидел этот портрет, то пожелал поместить его в своей новой книге "Шестнадцать очерков о себе". В шуточном стихотворении, посвященном художнику, Шоу писал: "Мой портрет ко мне ближе, чем я сам, хотя, признаться, Пиков не знал меня".

Нельзя не вспомнить и о циклах станковых гравюр Пикова, посвященных Великой Отечественной войне, памятникам русской старины. Очень интересны и выполненные Пиковым экслибрисы

М.А.Ocтpoвский




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?