Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Васильев Ф. А.

Когда Федору Васильеву (1850-1873) было девятнадцать лет, Илья Ефимович Репин, посмотрев его работы, признался, что "никогда еще не видывал так дивно вылепленных облаков, и как они освещены". Репин называл Васильева "феноменальным юношей", "чудо-мальчиком", изумляющим талантом своих учителей И. Н. Крамского и И. И. Шишкина. Репин признавался, что Васильев оказал и на него большое влияние в смысле постижения души русской природы. За свою короткую жизнь Васильев написал сравнительно немного произведений, но без них немыслимо представить себе русское искусство.

Васильев был неутомимым тружеником. Некоторым казалось, что он работает играючи. На деле этот живописец-виртуоз в каждое свое полотно вкладывал огромный труд. "Каждую картину я пишу не красками, а потом и кровью", сообщил он П. М. Третьякову.

Родился Васильев в Гатчине в семье почтового чиновника. После смерти отца мальчику пришлось работать почтальоном. Случай и исключительные способности помогли ему поступить в рисовальную школу Общества поощрения художеств. Окончив ее, Васильев скоро вырос в замечательного мастера пейзажной живописи. Верные жизненной правде, картины молодого художника покоряли своей необычной одухотворенностью. Васильев писал природу в разных ее состояниях. Небо в его пейзажах было то взволнованным, то тяжелым и мрачным, то легким, словно тающим. В картинах Васильева была та "окончательность", которая, как говорил Крамской, "без сухости дает возможность не только узнавать предмет безошибочно, но и наслаждаться красотой предмета".

Все свои лучшие пейзажи, полные светлой любви к жизни, высокой поэзии, Васильев создал на протяжении трех-четырех лет. Исключительное дарование художника сказалось уже в ранних его произведениях ("Деревенская улица", 1868; "Летний жаркий день", 1869; "После дождя", 1869). В 1870 году Васильев вместе с Репиным и Макаровым побывал на Волге. Эта поездка открыла период его зрелого творчества. "Все мы почувствовали какую-то новизну и в средствах искусства и во взгляде на природу; мы постигали уже и ширь необъятную, и живой колорит вещей по существу", вспоминал позднее Репин. Ярким подтверждением этому служит картина Васильева "Вид на Волге. Баржи" (1870), в которой прекрасно выражено состояние природы перед дождем.

Триумфом художника явился пейзаж "Оттепель" (1871). Широкие бескрайние заснеженные просторы. Темная, уже подтаявшая дорога, а на ней две фигуры старик с внучкой остановились у разлившегося ручья. Одинокая избушка смотрит на путников своим крошечным оконцем. Свинцовые тучи нависли в небе, но через них уже пробивается свет солнца. Эта картина заключала в себе гораздо больше, чем непосредственно изображенный пейзажный мотив. Художник дал в ней глубоко прочувствованный образ убогой и бедной русской деревни. Она была воспринята современниками как символ пореформенной России и принесла Васильеву громкую известность, поставив его в первый ряд ведущих русских пейзажистов, наравне с А. К. Саврасовым и И. И. Шишкиным. Летом 1871 года тяжелая болезнь заставила Васильева срочно уехать в Крым.

Первое время он тосковал по северной природе. По памяти, исследуя ранее сделанные этюды, художник написал "Мокрый луг" (1872) - одно из своих самых значительных произведений. В отличие от предыдущих пейзажей, в которые Васильев любил вводить жанровые мотивы, "Мокрый луг" был "чистым пейзажем". Не остался равнодушен Васильев и к красотам Крыма. Торжественной и скорбной тишиной наполнен его последний пейзаж - "В крымских горах" (1873).

С конца апреля 1873 года Васильев уже не мог работать. Врачи направляли его в Италию. Художник начал хлопотать о выезде. Полученный отказ убил в нем последнюю надежду на выздоровление. Прочтя это известие, он сказал только два слова: "Все кончено!" Он умер двадцати трех лет. Крамской, скорбя о его преждевременной смерти, писал: "... Русская школа потеряла в нем художника едва ли не гениального".

М.А.Ocтpoвский




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?