Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Навратил Й.

В первой половине XIX века Чехия развивалась в условиях национального угнетения и отсутствия политической независимости. В этой стране национально-освободительная борьба против немецко-австрийского ига составляла один из важнейших вопросов существования нации, и идеи этой борьбы красной нитью проходили через все развитие ее культуры и искусства. Частью национально-освободительной борьбы в области чешского искусства явилось формирование национальной школы живописи нового времени. Самым крупным чешским художником первой половины прошлого века был Йозеф Навратил(1798-1866).

Навратил родился в небольшом городке Сланы в семье маляра. С 1819 по 1823 год он учился в Пражской Академии художеств, в стенах которой господствовали традиции позднего эклектического классицизма. Однако эти традиции не оказали решающего влияния на формирование творчества Навратила. Для его искусства стало характерным сочетание жизнеутверждающего романтизма с реальным и в то же время поэтическим восприятием мира.

После окончания Академии молодой художник первое время зачастую вынужден был добывать себе средства к существованию малярным трудом, писанием вывесок для гастрономических магазинов. Многие годы он выполнял заказы местной чешской и немецкой буржуазии и аристократии, украшая их дома и дворцы декоративно-орнаментальными росписями. Нарушая бездушные традиционные схемы декоративно-салонной живописи, художник стремился вкладывать в свои росписи новое содержание, большую фантазию и тонкий вкус. В 1838 1843 годах он создал в Либеховском замке резиденции чешского мецената Вейта фрески на тему из поэмы Эберта "Власт и девичья война".

Лучшие его росписи с бытовыми сценами в пейзаже находятся в так называемом Вавровом доме в Праге и в замке Иирни (1847). Расписывал Навратил и летние резиденции короля Фердинанда замки в Закупах (1851), Плошковицах (1853 1854). Навратил много путешествовал по Европе. Он был в Германии, Швейцарии, Бельгии, Франции, Италии. Однако больше всего художник любил ездить по родной Чехии. Во время своих поездок он делал многочисленные наброски и эскизы горных ландшафтов, тихих лесных уголков. Беглые зарисовки и отложившиеся в памяти впечатления помогали Навратилу затем создавать жанрово трактованные пейзажи. Эти пейзажи свидетельствовали о большой чуткости художника в восприятии явлений природы, его стремлении передать воздушную среду, игру света и теней ("Охота на лисицу").

Шедеврами не только чешской, но и европейской живописи XIX века по праву считаются натюрморты Навратила. С поразительным мастерством изображал художник различные фрукты, мясо, рыбу, раков ("Разрезанные апельсины", 1857, "Селедка на тарелке" и др.).

Пожалуй, ярче всего талант Навратила проявился в жанровой живописи. Именно жанровая живопись открывала перед художником возможность наиболее ярко выразить свои национальные устремления. Он не создавал надуманных композиций, не гонялся за сложными сюжетами, а непрестанно изучал окружающую его действительность. С большим увлечением писал он произведения, посвященные народному быту ("Уличные шарманщики", "Дети перед съестной лавкой", "Музыкальная школа", "Колыбельная", "Матросы").

Видное место в творчестве Навратила занимала тема театра. Обращение художника к этой теме не было случайностью. С первых же дней национального возрождения Чехии в общественной жизни чехов театр играл совершенно исключительную роль. Он был истинным "будителем" народа. Именно поэтому чехи все время лелеяли мечту построить собственное здание для своего Национального театра. Постройка этого здания осуществлялась всеобщими усилиями. Все слои населения организовывали сбор средств, жертвовали строительные материалы. Таким образом строительство Национального театра являлось доказательством национальной зрелости и как бы символом силы народа. Строился не просто театр, а национальный памятник. В этих условиях произведения Навратила, посвященные чешскому театру, пользовались особым признанием соотечественников художника. Чехи видели их патриотическую направленность, пафос национального самоутверждения. Значение творчества Навратила трудно переоценить. Формировавшееся и окрепшее в борьбе за возрождение национальной чешской культуры, в борьбе против официального академического направления, оно подытожило развитие чешской живописи первой половины XIX века и заложило прочный фундамент для нового этапа в истории чешского искусства.

М.А.Ocтpoвский




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?