Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Давид Ж.

В последней четверти XVI11 века главенствующим направлением изобразительного искусства Европы стал классицизм. Наибольшее развитие он получил во Франции в период подготовки буржуазной революции. Здесь классицизм приобретает революционное содержание и свою наиболее специфическую форму.

Главой и крупнейшим мастером революционного классицизма был живописец Жак Луи Давид (1748-1825). Давид родился в Париже и вырос в буржуазной среде. Юношей он поступил в Академию художеств, где его руководителем стал Ж. Вьен. Уже первая конкурсная картина Давида "Бой Минервы с Марсом" (1771), написанная в академической манере того времени, свидетельствовала о его незаурядном даровании. В 1775 году молодой художник как стипендиат Академии вместе с Вьеном уезжает в Италию. Изучение творчества мастеров античности и Возрождения рождает у него стремление к простоте, строгости, скульптурности в трактовке формы, монументальности. Вернувшись в Париж, он выступает с первой исторической картиной - "Слепой Велизарий" (1781), изображающей знаменитого византийского полководца, лишенного императором всех почестей и впавшего в нищету. Современники увидели в этой картине обличение неблагодарности монархов. В дальнейшем Давид продолжал писать картины на сюжеты из древней истории, созвучные общественным идеалам, волнующим предреволюционную Францию ("Андромаха, оплакивающая Гектора", 1783; "Клятва Горациев", 1784; "Брут, которому ликторы приносят тела его сыновей, казненных за измену республике", 1789).

С 1789 года Давид целиком отдается делу революции. Он избирается в депутаты Конвента, становится членом клуба якобинцев, сближается с Робеспьером, голосует за казнь короля и королевы. По его проекту ликвидируется Королевская Академия и реорганизуется система художественного образования, королевское художественное собрание Лувра превращается в первый в Европе национальный музей.

Он ведет большую педагогическую работу, а также занимается оформлением революционных массовых празднеств. В своих картинах Давид изображает теперь не героев античности, а современные события. Художник упорно работает над большой композицией, которая должна запечатлеть событие, произошедшее 20 июня 1789 года, когда в Зале для игры в мяч депутаты Национального собрания давали клятву верности народу.

В 1793 году он пишет картину, изображающую убитого монархистами героя революции Лепельте де Сен-Фаржо. Вслед за ней появляется картина, ставшая вершиной его творчества и одним из лучших произведений европейской живописи конца XVIII века -"Смерть Марата" (1793). Не отступая от строгой достоверности в изображении злодейского убийства, художник придал портрету Марата черты величия, героизма.

Давидом было написано также большое количество портретов деятелей революции, представителей состоятельной буржуазии, людей из народа. Эти портреты, с необычайной точностью отражающие человека в самых различных психологических состояниях, являются наиболее свободной от классической идеализации частью творчества Давида. К лучшим из них следует отнести портрет члена Конвента Мило (1793), портрет Жанбон Сен-Андре, портреты четы Серизиа и особенно так называемый "Портрет зеленщицы" (1795).

После контрреволюционного переворота 9 термидора 1794 года Давид отрекся от Робеспьера, но все же попал в тюрьму. Здесь он написал очень правдивый "Автопортрет с палитрой" (1794) и начал работать над картиной "Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами" (1799), которой призывал к прекращению внутренней борьбы после победы реакции. Представ перед судом, Давид вскоре получил свободу.

В период Директории и Консульства искусство Давида теряет свой революционный пафос. Художник создает полотна, в которых явно ощутима идеализация образов ("Бонапарт на перевале Сен-Бернар". 1800; "Портрет г-жи Ре-камье", 1800).

Во времена империи Давид получает звание "первого живописца императора". Он работает над большими композициями "Коронование императора и императрицы" (1806-1807) и "Присяга армии Наполеону после раздачи орлов на Марсовом поле в декабре 1804 г." (1810). Однако в этих полотнах, воспевающих культ Наполеона, уже нет искренней взволнованности. Они представляют собой образец официальной академической живописи.

Сильной стороной творчества Давида остается портрет, в котором художник продолжает утверждать образ реального человека. С приходом к власти Бурбонов Давид, как причастный к казни Людовика XVI, был изгнан из Франции. Он нашел себе убежище в Брюсселе, где и прожил до конца жизни. Среди последних работ Давида особенно интересен "Портрет старика" (1815). Художником были созданы также портреты археолога Александра Ленуара (1817), актера Вольфа (1819-1823) и галерея портретов молодых людей. В эмиграции Давид создал и несколько композиций, таких, как, например, "Марс, обезоруживаемый Венерой" (1824).

М.А.Ocтpoвский




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?