Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Лансере Е. А.

Евгений Александрович Лансере (1848-1886) прожил всего лишь тридцать восемь лет. Но благодаря своему таланту и необыкновенному трудолюбию он занял видное место в истории русской скульптуры второй половины XIX века, определив характер русской малой пластики этой поры.

Внук выходца из Франции, принявшего русское подданство, Лансере получил первоначальное воспитание под руководством гувернеров в доме барона Вернезн, своего деда со стороны матери. Став учеником 2-й петербургской гимназии, он вскоре начал самостоятельно заниматься лепкой. С годами Лансере все больше и больше увлекался искусством. Будучи студентом Петербургского университета, юноша упорно и много продолжал работать над своим художественным образованием, самостоятельно изучал историю и теорию пластики, он познакомился со многими столичными скульпторами и систематически посещал их мастерские.

В 1869 году Лансере окончил университет со степенью кандидата юридических наук. Однако он не бросил занятия скульптурой. Наоборот, они стали для него главным и любимым делом. Уже в год окончания университета Лансере дебютировал на Академической выставке. За бронзовую группу "Тройка" ему присудили звание классного художника второй степени.

Упорно наблюдая и изучая действительность, работая с натуры, Лансере с каждым годом совершенствовал свое мастерство. Бывая за границей, он знакомился с шедеврами европейской скульптуры, с технологией отливки художественной бронзы. Исключительную роль в творчестве Лансере сыграли его постоянные путешествия по России и по странам Востока. Наблюдательный скульптор создал целую галерею национальных типов. С большой живостью и выразительностью изображал он сцены из жизни русских и украинских крестьян, донских и кубанских казаков, черкесов, грузин, осетин, башкир, киргизов, арабов. В начале творчества Лансере была свойственна несколько романтическая настроенность. В этом духе он изображал лихих наездников, сцены охоты или военные эпизоды. Позднее скульптор стал работать в более спокойной манере, стремясь к простоте и естественности изображения, к предельной законченности и проработанности формы. К числу наиболее удачных его творений бесспорно можно отнести такие работы, как "Прощанье казака с казачкой", "Киргиз на охоте", "Закуривающий черкес", "Крестьянин в телеге" (1870), "Кабардинская лошадь" (1878). "Арабская конная игра" (1884) и др. Обращался Лансере и к национальным историческим темам. Он создал скульптурные композиции "Витязь" (1885), "Святослав" (80-е годы), "Ляжем костьми, не посрамим земли русской" (1886).

Работы Лансере не раз удостаивались наград на всемирных выставках. В 1872 году Академия художеств присудила ему звание классного художника первой степени, а в 1876 - почетного вольного общника Академии. Очень высоко ценил Лансере Стасов: ". . . Он принадлежит вместе с Верещагиным, - писал о Лансере Стасов, - к одной категории, к одному и тому же отряду художников, застрельщиков настоящего искусства, того искусства, которого царство понемногу везде готовится и которое, верую и исповедую, однажды повсюду наступит, неся вместе с собою на врага же победу и одоление. Эти два столь различные художника сходятся на одном: на любви к истинной, настоящей, простой, неподкрашенной правде и на преданности тем только сюжетам, которые в самом деле существуют и видны были собственными их глазами. Наконец, у обоих художников есть еще одна черта сходства: это любовь к изображению народов, живущих вдали от городов, среди степей, полей, гор и рек, в кибитках, юртах, избах, землянках. Все у них в картинах и скульптурных группах, в рисунках и эскизах глубоко народно и правдиво. Все это - первые основы великого, настоящего, глубоко захватывающего, всем действительно нужного и близкого будущего искусства".

М.А.Ocтpoвский




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?