Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фотоальбом | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Бьюик Т.

К 868 году восходит древнейшая из дошедших до нас печатных книг "Алмазная Сутра". В этой книге есть иллюстрация. Отпечатана она с деревянной печатной формы, как и текст книги. После того, как изобрели наборную форму, подобным образом стали воспроизводить только иллюстрации. Способ этот назвали ксилографией, от греческого слова "ксилос", что означает "дерево". В течение многих столетий для гравюр на дереве использовали доски продольного распила, а работу, в основном, вели остроконечными ножами. Возможности такой техники были сравнительно невелики, трудности же значительны, поскольку сопротивление волокнистого материала ножу не равномерно в разных направлениях (резать продольно распиленные доски по направлению волокна легко, а поперек - трудно). С первых же шагов книгопечатания с ксилографией начала соперничать гравюра на металле. Но гравюра на металле, при всем своем изяществе и тонкости, имела большой недостаток - ее нельзя было печатать одновременно с текстом. Иллюстрации приходилось помещать на отдельных листах. Это значительно удорожало книгу.

В 1790 году в лондонских книжных магазинах появилась "Общая история четвероногих", иллюстрированная множеством рисунков, введенных в текст. Мягкость и богатство тональных оттенков и переходов светотени были переданы в этих рисунках превосходно. Исключительная тонкость и изящество линий заставляли думать, что выполнены они методом гравирования на металле. Только немногие знали, что иллюстрации выполнены новым способом ксилографии, изобретенным англичанином Томасом Бьюиком (1753-1828).

Уроженец Черриберна, селения, расположенного в Нортамберленде, Бьюик с четырнадцати лет учился у чеканщика по металлу и гравера на меди Р. Бейлби в Ньюкасле. Еще во время своего учения у Бейлби он освоил технику ксилографии, усовершенствованием которой он и занялся впоследствии. Отказавшись от досок, получаемых путем распиливания бревен вдоль древесных волокон, Бьюик начал применять доски поперечного распила из особо твердых пород дерева. Поперечный срез он разделял на небольшие прямоугольники, затем подбирал кубики с примерно одинаковой плотностью дерева и склеивал между собой. Получавшуюся таким образом доску Бьюик резал не ножом, а специальными острыми штихелями - стальными инструментами, имеющими вид вставленного в короткую ручку тонкого клинка. Это дало возможность достигнуть большего богатства разнообразных приемов, тонкости и подвижности линий, моделирования формы на черном фоне. Главным формообразующим элементом новой техники стала тоновая поверхность. Поэтому новый способ назвали тоновой гравюрой.

Помимо "Обшей истории четвероногих", Бьюик выпустил много превосходно иллюстрированных изданий, среди которых наибольшую известность получила двухтомная "История британских птиц" (первый том появился в 1797 г., второй - в 1804). Текст книги, как и "Общей истории четвероногих", был написан самим Бьюиком совместно с его прежним учителем Бейлби. Работал Бьюик почти исключительно по собственным рисункам с натуры. Он был не только хорошим художником, но и тонким наблюдателем природы. Его книги о животных, птицах и рыбах можно было найти в любой английской семье. Нововведения Бьюика были особенно широко использованы в книжной и журнальной иллюстрации. Уже в начале XIX века ксилография вытеснила из книжной графики гравюру на металле.

М.А.Ocтpoвский




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?