Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Блехен К.

Среди немецких живописцев первых десятилетий прошлого века Карл Блехен (1798-1840) стоит несколько особняком. В эпоху, когда в немецком искусстве ценились возвышенные идеализированные образы, классицистического или романтического характера, когда многие немецкие философы видели эстетический идеал только в прошлом, Блехен в своем искусстве шел в первую очередь от непосредственного наблюдения окружающего и искреннего переживания впечатлений от природы. Поскольку это не отвечало господствовавшим эстетическим нормам, его искусство не было тогда признано. Но этот одинокий искатель живописной правды природы, работавший упорно и последовательно, открыл новые пути развития немецкой пейзажной живописи.

Карл Блехен родился в Коттбусе. В 1822 году поступил учиться в Берлинскую Академию художеств. Еще в годы студенчества его пригласили оформлять спектакли в Королевский городской театр. Совмещать эту деятельность с обучением в Академии стало невозможно из-за недостатка времени, и он перестал посещать занятия. Работая в театре, исполняя декорации к сказочным спектаклям, Блехен открыл для себя эмоциональные возможности цвета, осознал его как основное начало в живописи. Пейзажи, исполненные Блехеном в начале 1820-х годов, говорят о причастности к стилистике романтизма. Но уже к концу этого десятилетия в его искусстве происходят принципиальные перемены. Возможно, решающую роль в этом сыграло путешествие художника в Италию в 1828-1829 годах. Поездка в Париж в 1835 году лишь укрепила его в сознании верности избранного пути. Произведения Блехена, отразившие итальянские впечатления, например пейзажи

"Грот в парке виллы д'Эсте около Рима" (1828-1829), "Бухта Раппало" (около 1830), привлекают своей эмоциональностью, сложностью живописной фактуры, стремлением непосредственно и точно зафиксировать чувства, вызванные тем или иным ландшафтом. В иных пейзажах этой поры еще чувствуются отголоски романтической таинственности и театрализации. Встреча с живой природой Италии, а также с ее музейными сокровищами, имела для Блехена огромное значение, сравнимое, пожалуй, с теми глубокими впечатлениями, что получил от Италии русский художник Сильвестр Щедрин. Подобно ему, Блехен начинает интересоваться проблемами света и воздуха, пленерной живописью. Пейзаж для него становится средством выражения своего, глубоко личного отношения к миру.

Блехен вдохновенно пишет этюды в окрестностях и на окраинах Берлина. Ему очень нравится дикая красота вересковых пустошей Бранденбурга. В композициях пейзажей Блехена появляются сознательно введенные элементы случайности, непосредственности видения. В цветовом строе ощущается присущее художнику живое чувство красоты родной природы ("Вид на сады и крыши", 1830).

Конечно, не все пейзажи Блехена равноценны. По масштабу дарования он уступал знаменитым пейзажистам XIX века - Коро и Констеблю. Но его творчество вносит "свою" ноту в европейскую пейзажную живопись первой половины XIX века. Оно способствовало утверждению в ней новых принципов.

Блехену принадлежит один из первых индустриальных пейзажей в немецкой живописи - "Железопрокатный завод близ Нейштадт-Эберевальда" (1830-е годы. Национальная галерея в Берлине). Художнику он представился не менее красивым, чем иным из его современников представлялся рыцарский средневековой замок. Кроме живописи, Блехен постоянно уделял большое внимание литографии и офорту. В этих техниках он варьировал пейзажные мотивы. Не оставлял он и занятий театральной декорацией, где нередко своеобразно преломлялись его достижения в станковой живописи. Искусство Карла Блехена было воспринято как важная традиция немецкими мастерами второй половины XIX века, поставившими своей целью правдиво и искренне рассказать о природе своей страны. Скромная, прочувствованная поэзия его пейзажей, оказалась гораздо более ценным наследием, чем огромные композиции иных его современников.

125 лет со дня смерти

М.А.Ocтpoвский




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?