|
||
Гросс Г.Когда началась первая мировая война "свободный художник" Георг Гросс (1893-1959) был призван в кайзеровскую армию. Здесь, столкнувшись липом к лицу со страшной действительностью, видя ежедневно, как люди гибнут за то, чтобы власть имущие положили лишнюю прибыль в свой карман, Гросс решил и в жизни, и в искусстве бороться против милитаризма. Молодой солдат открыто выступил против продолжения войны, против жестокости и злобности. Вскоре имя Гросса завоевало популярность в художественной среде. Сначала он был связан с новым течением в искусстве этой поры - "дадаизмом", программа которого выражала нигилистическое отношение к цивилизации, призыв к первобытной "непосредственности освобожденных инстинктов". Испытав на себе влияние "дадаизма", Гросс в дальнейшем примкнул к социально-критической линии экспрессионизма. В своих произведениях он стремился раскрыть трагедию человека в современном буржуазном обществе. Лучшие работы Гросса беспощадно разоблачали воинствующий антигуманистический характер империализма. Наивысший подъем творчества Гросса падает на 1920-е годы. Гросс любил делать серии рисунков, создавая в них картину нравов современной Германии. Выпуск каждой такой серии был событием общественной важности. Серия литографий "С нами бог" (1921), разоблачавшая злобу германской военщины, была подвергнута рейхсвером штрафу в 5 тысяч марок. Такая же участь постигла и великолепный цикл "Се человек" (1923). Гросс - виртуозный рисовальщик, любящий смелые, полные смысла контрастные композиционные сопоставления, необычайные ракурсы. Эти приемы гротеска, гиперболизации, без которых не может существовать сатира, направлены в его искусстве на раскрытие сущности социальных явлений. Сам художник говорил, что "рисование должно снова подчиняться общественной цели", стать "оружием против зверского средневековья и человеческой глупости нашего времени..." И надо сказать, что делал он это с подлинным блеском. Такие его рисунки, как "Совершенная демократия" (цикл "Лицо господствующего класса", 1921) или "Муштра" (цикл "Меченые" 1923), оказываются шедеврами сатирической графики 1920-х годов. Рисунок "Муштра" - одно из самых ярких разоблачений милитаризма. Художник зло показывает бездушность, отупляющее воздействие порядков германской армии. В изображении Гросса перед нами предстают люди-механизмы, двигающиеся и, что самое главное, думающие только по команде. В истории немецкой графики нашего века политическая сатира Гросса занимает место рядом с политическими фотомонтажами Джона Хартфилда, но путь Гросса не был столь целенаправлен и ясен, как путь его товарища. В начале 1930-х годов, когда фашисты уже открыто готовились к захвату власти, Гросс покинул Германию и поселился в Соединенных Штатах Америки. Здесь он открыл собственную школу, у него появилось много способных учеников. В 1930-е годы Гросс пишет натюрморты, натурщиц, пейзажи. Художник выполняет антифашистскую серию "После допроса", создает в 1950-е годы цикл картин маслом, в которых протестует против атомной истерии. Многие произведения Гросса были уничтожены фашистами. Его творческое наследие, при всей своей сложности, и сегодня действенно участвует в борьбе против жестокости и злобности мира. М.А.Ocтpoвский |