Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фотоальбом | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Рейнольдс Д.

В 1768 году в культурной жизни Великобритании произошло важное событие: в Лондоне открылась Королевская Академия художеств. Первым ее президентом был единогласно избран Джошуа Рейнольдс (1723-1792) - самый известный портретист британской столицы, человек всесторонне образованный, знаток живописи старых мастеров, крупный теоретик искусства. Рейнольдсу шел сорок шестой год, когда он стал президентом Академии. Сын пастора из Плимптона, он получил общее образование в доме отца. Затем около двух с половиной лет учился в Лондоне у портретиста Т. Хэдсона, после чего, вернувшись домой, начал работать самостоятельно - брать заказы на исполнение живописных портретов.

В 1749-1752 годах молодой художник совершил путешествие по Европе с целью изучения классической живописи. В 1753 году он приехал в Лондон и обосновался здесь навсегда. Он стал известным портретистом, но подлинное мастерство появилось у Рейнольдса лишь в 1760-х годах, когда манера его письма стала более свободной и непринужденной, живопись сочной и полнокровной. В это время им были написаны прекрасные портреты писателя Стерна (1760) и Нелли О'Брайен (1762). Деятельность Рейнольдса в Академии принесла значительные плоды. Впервые в Англии была создана серьезная система обучения художников. Свои теоретические принципы и художественные воззрения президент Академии изложил в своих "Речах", произносимых каждые два года при раздаче академических наград. С большой широтой и эрудицией обсуждал Рейнольдс различные вопросы эстетики, теории пластических искусств, вопросы мастерства. Он утверждал, что художникам следует формировать свое мастерство на основе глубокого и основательного изучения своих великих предшественников. Но вместе с этим советовал не думать о догме, а стремиться выявлять творческую самостоятельность.

Помимо теоретических работ, основанных на рационалистической философии познания мира, Рейнольдс занимался опытами и исследованиями в области технологии живописи.

В своих лучших портретах художник стремился выявить характер личности, общественное положение и профессию человека, сообщить образу значительность и типическую обобщенность. Наиболее плодотворный период творчества Рейнольдса начался с середины 1770-х годов. В эту пору художником был написан величественный портрет знаменитой английской артистки, названный "Миссис Сиддонс как муза трагедии" (1784). К числу самых значительных произведений Рейнольдса следует отнести также портреты архитектора Чемберса (начало 1780-х гг.), адмирала Кеппела (1780), полковников Сент-Леже (1778) и Тарлитона (ок. 1782 г.). В 1781 году художник совершил поездку в Голландию и Фландрию, где на него огромное впечатление произвели творения Рубенса и Рембрандта. В произведениях, созданных Рейнольдсом после этой поездки, например в портретах юриста Джошуа Шарпа (1786) и лорда Хитфилда, командующего гарнизоном Гибралтарской крепости (1787-1788), чувствуется влияние этих великих мастеров. Упомянутые произведения отличаются глубиной психологической характеристики. Нельзя не вспомнить о детских образах в произведениях Рейнольдса ("Миссис Хор с ребенком:", "Возраст невинности", 1730; "Плутовка" и др.). В них есть доля сентиментальности, но они подкупают своим обаянием.

Рейнольде написал более двух тысяч портретов, запечатлев на своих полотнах чуть ли не всех выдающихся людей Англии: государственных деятелей, писателей, ученых, актеров и т. д. Спрос на портреты его кисти был очень велик, так что художнику зачастую приходилось для выполнения заказов пользоваться услугами помощников.

Помимо портретов художник создавал композиции на сюжеты из мифологии и древней истории. В 1788 году по заказу Екатерины II им было исполнено полотно "Младенец Геракл, удушающий змей", символизирующее мощь молодой Российской империи. Одновременно Рейнольдс написал для Потемкина картину "Великодушие Сципиона Африканского" (1788- 1789).

В последние годы жизни Рейнольде уже не мог работать, так как начал слепнуть. Художник имел много последователей. Он оказал большое влияние на английскую школу живописи конца XVIII - начала XIX века.

М.А.Ocтpoвский




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?