Художник Илья Клейнер

Попов Л.В.

В конце XIX века центр революционного движения переместился в Россию, и в этот же период, с некоторым опозданием по сравнению с Западной Европой и США, капитализм в России вступил в новую фазу - империалистическую.

Многие художники стремились разобраться в новой эпохе и отразить ее в своем творчестве. Одни не шли дальше прекраснодушных мечтаний об обновлении общества, другие возвышались до смелых протестов, до открытого участия в революционной борьбе. К числу последних принадлежал Лукиан Васильевич Попов(1873-1914). Крестьянский сын, уроженец глухого села Архангельское, расположенного в сорока верстах от Оренбурга, Попов претерпел немало жизненных лишений и невзгод прежде чем стал вольнослушателем, а затем учеником Академии художеств. Он занимался в мастерской В. Е. Маковского и с 1900 года начал выступать на выставках передвижников. Успешно окончив учебу, Попов ездил на средства Академии за границу. Однако художника больше привлекали не европейские страны, а путешествия по родной России. Побывал Попов в Архангельской губернии, Мордовии, Чувашии, внимательно изучал он жизнь и быт населения, делал зарисовки и этюды. С 1903 года Попов стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. Талант Попова высоко ценил В. Е. Маковский. Он хлопотал об оставлении художника при Академии, но хлопоты эти не увенчались успехом. Попову пришлось вернуться в Оренбург. Здесь он прожил до конца своих дней. Однако он не порывал связей с В. Е. Маковским, И. Е. Репиным, Н. П. Богдановым-Бельским, А. В. Моравовым, В. Н. Бакшеевым и другими выдающимися русскими художниками, которых знал ранее. Время от времени Попов наезжал в Петербург и Москву. Творчески Попов выступал как последовательный реалист, чтивший традиции передвижников.

Одна из ранних работ Попова - картина "Где же истина?" (1903)-изображала спор интеллигента-революционера с молодым священником и чиновником. К этому спору, затаив дыхание, прислушивается гимназистка.

Внимательно наблюдая за жизнью деревни, Попов создал интереснейшую серию картин, посвященных русскому крестьянству (одна из них - "Ходоки"). Эти картины были своего рода исторической хроникой деревенской жизни накануне и в период революции 1905 года.

По цензурным соображениям некоторые работы Попова появлялись на выставках под такими нейтральными названиями, как "К закату" (1906) или "В деревне" (1906- 1907), тогда как действительное название первой картины было "Агитатор в деревне", второй - "Вставай, подымайся!". Биографы Попова полагают, что продолжением этой исторической хроники явилась его картина "Социалисты" (ок. 1908 г.). В эту же пору художником было написано и другое значительное произведение- "Луга затопило" (1908).

В 1912 году по ходатайству И. Е. Репина, В. Е. Маковского и В. В. Матэ Академия художеств присудила Попову звание академика. Но когда живописец в скором времени после этого представил в Товарищество передвижных художественных выставок свою новую картину, изображающую умирающего ребенка (сына художника), то правление Товарищества отказалось ее экспонировать. Свой отказ правление мотивировало следующим образом: "Сюжет этот показан слишком скорбным, нарушающим праздничный тон выставки".

Конфликт Попова с Товариществом передвижников не был случайным. Передвижничество той поры уже не являлось столь монолитной силой, как в годы его расцвета, когда это направление по-боевому выступало за правдивый показ и обличение темных сторон жизни. В период реакции, наступившей после поражения революции 1905 года, ряд передвижников обращался к бытовому жанру, к темам религиозного характера.

Нужда, которую неизменно испытывал Попов, не дала возможности полностью раскрыться его таланту и рано свела художника в могилу. Картины Попова почти не попали в столичные музеи. Многие из них разошлись по частным собраниям.

М.А.Ocтpoвский




Выставка работ
Книги