Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Чирин П.

Среди многочисленных дошедших до нас произведений русского искусства конца XVI-начала XVII века любители и знатоки без труда отличают и иконы "строгановского письма". Это своего рода драгоценные миниатюры, исполненные подробно, тщательно и с виртуозной тонкостью. Среди иконописцев так называемой строгановской школы в первую очередь отмечают мастера Прокопия Чирина(Ум. между 1621 и 1623 гг.). Строгановские письма, как называли эти иконы, любители древней живописи начали собирать еще в первых десятилетиях XIX века. Но отношение к ним не оставалось неизменным. Одним они казались новым шагом по сравнению с московской живописью круга Андрея Рублева, другие видели в них проявление кризиса духовных ценностей в древнерусской живописи. Не прекращались споры о самом характере строгановских писем, об их происхождении. Казалось сомнительным, что новые тенденции в искусстве иконописи могли зародиться в далеких северных вотчинах Строгановых и что мастера, чьи имена часто указаны на оборотной стороне икон, входили в живописные артели Строгановых.

Постепенно большинство исследователей, знакомившихся со строгановскими письмами, изучая конкретный материал искусства той поры и сохранившиеся исторические документы, пришли к выводу, что Строгановы были меценатами и коллекционерами, оказавшими поддержку новым тенденциям, но большинство мастеров Строгановской школы вовсе не работали в их вотчинах, а были московскими, "царскими мастерами". То немногое, что мы знаем о Прокопии Чирине, и сами его произведения подтверждают эту точку зрения и свидетельствуют о противоречивом характере живописи строгановской школы.

Прокопий Чирин был, вероятно, пришельцем из Новгорода и с конца XVI века исполнял в Москве заказы для царского двора. Приписываемая, обычно, ему композиция "Никита-воин" (начало 1590-х годов, ГТГ), - вероятно, одна из первых его московских работ. В собрании Третьяковской галереи есть и другие его произведения, в частности "Никита-воин" (1593), "Богоматерь Тихвинская" (кон. XVI - нач. XVII в.) и исполненный совместно с Никифором Савиным "Деисус". В Русском музее Прокопий Чирин представлен композициями "Никита" и "Иоанн Воин". Они дают возможность в общем характеризовать творческую индивидуальность выдающегося мастера.

Главной выразительности достигает он с помощью тонкой линии, очень изящной, декоративной. Изображение возникает у него из плоскости нередко как богатый орнамент. Цвет играет более подчиненную роль и опять-таки важно отметить его декоративное звучание. Прокопий Чирин, подобно другим мастерам строгановской школы, охотно использует золото, серебро. Его работы часто производят впечатление драгоценной, ювелирно отделанной вещи. Декоративность акцентируется так же и жестами действующих лиц, контрастом тонких фигур и светлых лиц с пышностью узоров одежд.

Прокопия Чирина и мастеров строгановской школы порой обвиняли в самодовлеющем мастерстве, в забвении религиозной духовности ради артистизма исполнения. Казалось бы, одни работы строгановской школы подтверждают это, но другим вовсе не чужды драматизм, своеобразное раскрытие внутреннего состояния героев. Точнее будет говорить о больших переменах в отношении к миру, об изменении задач художника. Иконы строгановского письма нередко предназначались для частных владельцев и носят поэтому более интимный и изысканный характер, они невелики по размеру. В хаотичности их композиционного строя можно усмотреть отблески суетности мирской жизни. Разумеется при этом, что строгановские письма существенно теряют в цельности восприятия идей духовной жизни по сравнению с живописью рублевского круга.

Известен также Прокопий Чирин и как художник книги. В 1621 году его пригласили нарисовать евангелистов для книг Печатного двора. Художник пользовался большой популярностью у своих современников. В старых книгах его именуют не иначе, как мудрейшим. Иконы, выполненные по его рисункам другими живописцами, тоже ценились чрезвычайно высоко.

М.А.Ocтpoвский




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?