Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фотоальбом | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Гоген П.

Поль Гоген (1848-1903) - одна из центральных фигур в художественной жизни Франции последней четверти XIX века. Художник-самоучка, он последовательно испытал на себе влияние барбизонской школы, импрессионистов, символистов, увлекался японским искусством и работами своих современников, но все это не изменило его творческого лица. Творчество Гогена обычно рассматривают в русле так называемого постимпрессионизма. Гоген прожил бурную жизнь, полную противоречий, периодов горького отчаяния, тяжелой борьбы за существование. Это был человек, поистине одержимый искусством: никакие превратности судьбы не могли отвлечь его от живописи, от неустанных творческих поисков.

Родился Гоген в Париже в дни Революции 1848 года. Его отец был сотрудником "Насьональ" - газеты умеренно республиканского толка. Изменение политического курса заставило его в 1849 году покинуть родину. На корабле, направлявшемся в Южную Америку, он внезапно умер. Вдова с детьми в 1855 году вернулась во Францию. Старший сын Поль Гоген - будущий художник - с трудом терпел обстановку закрытых учебных заведений, где он воспитывался. У него была мечта стать моряком.

Семнадцатилетним юношей он нанялся матросом на торговый корабль, затем служил в военном флоте.

Вернувшись в Париж, Гоген, по протекции опекуна, устраивается на должность банковского служащего и вскоре приобретает независимое положение. Весь свой досуг он посвящает искусству, бывает в музеях, занимается в частной академии Коларосси. Первые работы Гогена, появившиеся на выставках, - "Сена у Иенского моста" (1875), "Сусанна" (1880), "Сад под снегом" (1883)-были близки к импрессионизму по манере письма. Но прошло немного времени и Гоген, увлеченный эстетической программой символистов, придававших особое эмоциональное значение цвету, линии и другим элементам формы, отказывается от характерного для импрессионистов разложения цветов. Его произведениям, написанным в 1887 году, во время поездки на остров Мартинику, свойственно декоративное понимание цвета, кладка краски целыми плоскостями вместо отдельных мазков, подчеркнутая выразительность силуэтов. Это и определяет в сущности, стиль Гогена. В 1888 году художник живет в Бретани. К этому времени он уже оставил службу в банке и предался искусству, невзирая на материальные лишения. Выработанные на Мартинике новые принципы живописи художник пытается приложить к изображению природы и людей французской провинции, хранившей в своем быту многие черты старины. Картины "Видение после проповеди, или Борьба Иакова с ангелом", "Натюрморт с щенятами", "Арльское кафе", "Старые девы в Арле" характерны стремлением к обобщению выразительных средств. Некоторые приемы композиции идут в них от японской гравюры. Эта линия поисков развивается в работах 1889-1890 годов: "Прекрасная Анжела", "Стога", "Желтый Христос", "Здравствуйте, господин Гоген!", пронизанных настроением тоски и усталости. Последнее было вызвано тяжелым душевным состоянием художника, страдавшего от непризнанности и нужды.

В 1891 году Гоген осуществил свою давнюю мечту о поездке на Таити. Жизнь в хижине на берегу моря, среди тропической природы кажется художнику раем. Он много и плодотворно работает, относясь к приютившим его туземцам с искренней теплотой и симпатией. Именно здесь и были созданы знаменитые картины Гогена: "Беседа" (1891), "А ты ревнуешь?" (1892), "Дух мертвых бодрствует" (1892), "Женщина, держащая плод" (1893) и другие. В них художник пытается объединить свои реальные наблюдения и поэтизацию жизни человека в природе.

В 1893 году, вернувшись во Францию, Гоген устроил выставку своих новых картин, и они вызвали восхищение друзей-художников. Но вкусу буржуазной публики претили сцены "из жизни дикарей", необычная живопись раздражала завсегдатаев салонов. Через два года художник вновь уехал на Таити. Теперь наряду с такими шедеврами, как "Жена короля" (1896), "Семья таитян" (1896), он создает ряд картин религиозно-мистического содержания. Это были последние работы Гогена. Его жизнь усложнилась: доброжелательное отношение к нему туземцев встречало резкое противодействие колониальных властей. Умирает Гоген в нужде, больной, почти ослепший.

М.А.Ocтpoвский




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?