Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Белинский В. Г.

Деятельность великого русского революционного демократа В. Г. Белинского (1811 -1848) сыграла большую роль во многих сферах русской общественной жизни прошлого столетия. Замечательный литературный критик и публицист он был своеобразным и интересным мыслителем. Его воззрения сыграли также важную роль в утверждении и развитии реалистических принципов в русском изобразительном искусстве.

В различных статьях Белинского мы встречаем упоминания о Рафаэле, и античности, о Хоггарте и голландских мастерах. Суждения о них носят зачастую полемический характер. Нередко Белинский вспоминает и современных ему русских художников. Он высоко оценивал портретное творчество К. Брюллова не только за то, что художник передавал сходство, а прежде всего за то, что в портретах Брюллова есть "душа оригинала". Особую тему составляют высказывания Белинского о книжной и журнальной графике той поры, рассеянные в его рецензиях на различные иллюстрированные издания. Сохранились его отзывы об иллюстрациях Г. Гагарина к повести В. Соллогуба "Тарантас", ксилографиях В. Тимма к сатирической стихотворной книге И. Мятлева "Сенсации и замечания госпожи Курдюковой за границею дан л'Этранже. Тамбов. 1840", о литографиях И. Щедровского и произведениях других популярных графиков тех лет.

Но гораздо значительнее воздействие эстетики Белинского на развитие русского изобразительного искусства в целом, чем эти интересные отзывы. Статьи Белинского стали программой действий прогрессивных художников. В 1830 - 1840-е годы русское искусствоведение и художественная критика как самостоятельные дисциплины еще находились по существу в стадии зарождения, и влияние статей Белинского на формирование передового направления в русской критике было огромным. Взгляды великого критика послужили многим замечательным художникам основой понимания общественного предназначения искусства. Мы можем без преувеличения говорить о воздействии взглядов Белинского на творчество П. Федотова, а позже и первых передвижников. "Социальность, социальность или смерть! Вот девиз мой. Что мне в том, что живет общее, когда страдает личность?" - писал критик и одном из своих писем. И эту тему, тему общественной ответственности за судьбы страны и каждого человека, тему сострадания и помощи угнетенным, мы прослеживаем и в литературе, и в живописи, и в графике.

Вдохновитель и страстный популяризатор "натуральной школы" реализма Белинский во всех областях творчества призывал художников идти от современной им действительности, от глубокого анализа ее явлений. В этом плане мы можем говорить и о непосредственном воздействии статей критика на графику 1840-х годов. Белинский доказывал преимущество реалистического метода в искусстве, говорил о приближении искусства к жизни. В условиях царской России, когда прямая критика существующих порядков резко пресекалась властями, такая платформа в области искусства по существу означала программу действий в целях преобразования общества. Речь шла не только о вечных гуманистических идеалах, но и о сугубо современных проблемах. Белинский выдвинул в полемике со славянофилами и новое понятие народного в искусстве. Он отрицал внешнюю показную народность, состоявшую в воспроизведении атрибутов народной жизни, а призывал к внутренней духовной связи искусства и народа.

М.А.Ocтpoвский




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?