Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Делакруа Э.

На рубеже XVII1 и XIX веков в европейских странах возникло новое идейное и художественное движение - романтизм. Оно отразило неудовлетворенность различных общественных слоев результатами французской буржуазной революции и развивалось в двух, нередко переплетавшихся между собой направлениях: прогрессивном и реакционном. Прогрессивный романтизм был связан с буржуазно-демократическим, в частности национально-освободительным движением, с мечтами о лучшем общественном устройстве и свободе личности. Он углублял познание народной жизни, обогащал понимание, исторического прошлого, восставал против господствующих нравов, морали, норм поведения, борясь за идеалы свободы и равенства. В чисто художественном плане романтизм раскрывал мир в необыкновенных действиях и обстоятельствах, в образах исключительных героев, в накале мощных страстей, в яркости красок.

В изобразительном искусстве наиболее последовательная прогрессивная романтическая школа сложилась во Франции в период Реставрации и Июльской монархии. Ее развитие сопровождалось упорной борьбой с догматизмом и реакционной отвлеченностью официального искусства. Основателем школы явился Теодор Жерико (1791 -1824), а признанным главой стал в 20-х годах XIX века Эжен Делакруа(1798-1863).

Делакруа родился в Шарантоне близ Парижа в буржуазной семье, тесно связанной с республиканскими кругами. Как и Жерико, он получил художественное образование в мастерской классициста П. Н. Герена, куда поступил в 1814 году, покинув императорский лицей. Однако искусство Герена не привлекало Делакруа. Наибольшее воздействие на формирование его таланта оказали дружба с Жерико, изучение античной культуры, творчества Гойи и старых мастеров, особенно Микеланджело и Рубенса. Имя Рубенса Делакруа выдвигал как лозунг в борьбе за усиление живописного мастерства, против академизма. Делакруа говорил: "Надо видеть Рубенса, надо Рубенсом проникнуться, надо Рубенса копировать, ибо Рубенс - бог".

В 1822 году в Салоне появилась первая большая картина Делакруа "Данте и Вергилий", изображавшая сцену из "Божественной комедии" Данте. Эмоциональная напряженность, смелость цветовых решений этого полотна сразу заставили критиков заговорить о художнике.

Следующим крупным произведением Делакруа была картина "Резня на Хиосе" (1824), посвященная борьбе греческого народа с турками за свою независимость. Художественное решение картины противоречило канонам академической школы и вызвало возмущение у апологетов академического искусства.

Во второй половине 1820-х годов Делакруа пишет много картин на литературные мотивы, отвечающие его романтическим устремлениям. Особенно часто он черпает сюжеты из романтической поэзии Байрона ("Казнь Марино Фальери", 1826; "Смерть Сарданапала", 1829). Увлекает его и театр Шекспира. Художник создает ряд живописных работ, а также литографии на темы "Макбета" и "Гамлета". Несколько позднее (1827- 1828) он иллюстрирует "Фауста". Иллюстрации к "Фаусту", в которых искусство романтиков находит ярчайшее выражение, получают одобрение самого Гете. Когда в 1830 году во Франции вспыхнула революция, Делакруа встретил ее восторженно. Вдохновленный революционными событиями, он создал картину "Свобода, ведущая народ на баррикаду 28 июля 1830 года" (1831), изображающую аллегорическую фигуру Свободы, окруженную реальными участниками уличных боев. Эта картина была прозвана "Марсельезой французской живописи". В 1832 году Делакруа посетил Марокко и Алжир. Это путешествие обогатило его новыми впечатлениями и оказало большое влияние на его творчество. По возвращении на родину он написал много картин, в которых правдивые наблюдения переплетались с романтическим изображением жизни народов Северной Африки ("Еврейская свадьба в Марокко", 1839; "Алжирские женщины в своих покоях", 1834; "Охота на льва", 1854; "Марокканец, седлающий коня", 1855 и др.).

Однако главное внимание в 1830 1840-х годах Делакруа уделяет исторической тематике. В этом жанре он создает новый тип произведений, в которых конкретное историческое событие служит жизненной основой для создания образов, воплощающих переживание человеческих судеб, героизм, душевное благородство ("Битва при Тайебурге", 1837; "Взятие Константинополя крестоносцами", 1840; "Правосудие Траяна", 1840). Работал Делакруа и в других жанрах. Он исполнил ряд портретов (Ф. Шопена, Жорж Санд, 1838, автопортреты), пейзажей ("Пейзаж в Мальмезоне"), натюрмортов. В последние годы жизни художник отдал много сил монументальным росписям. Это композиции на мифологические темы (эскиз росписи плафона "Триумф Аполлона") аллегории ("Атилла, попирающий Италию" - роспись в библиотеке Палаты Депутатов, 1855) или библейские сюжеты ("Борьба Иакова с ангелами"- эскиз росписи церкви Сен-Сюльпис).

Значительный интерес представляет литературное наследие Делакруа- его дневники, письма, статьи.

М.А.Ocтpoвский




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?