Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фотоальбом | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Толстой Ф. П.

Граф Федор Петрович Толстой (1783-1873) отказался от блестящей военной и светской карьеры, чтобы посвятить себя искусству. Впоследствии вспоминая об этом времени, он писал: "... Родные, особенно люди зрелого возраста, были вооружены против меня за то, что я избрал для моего служения отечеству неблагодарную дорогу художника, в чем меня вообще многие из лиц знатных фамилий обвиняли, утверждая, что этим поступком бесчещу мою фамилию. Таковы были суждения высшего круга, а между тем не обращали внимания на то, что в России были иногда губернаторы и другие военно-административные лица, ни наукой, ни опытностью вовсе не приготовленные к тем важным государственным областям, которые они занимали. .."

Девятнадцатилетним юношей Толстой начал посещать классы Академии художеств, обучаться медальерному искусству, рисунку и скульптуре. Вскоре благодаря своей блестящей одаренности и неутомимому трудолюбию он вырос в большого мастера. В 1809 году его избрали почетным членом Академии художеств, а в 1828 году он стал ее вице-президентом. С 1844 года Толстой - профессор скульптуры.

Благородное влечение ко всему передовому, честному, прекрасному неизменно жило в натуре Толстого. В молодости он некоторое время был связан с движением декабристов, дружил с Бестужевым и Муравьевым и даже входил в Коренной Совет Союза Благоденствия. Известно также, что Толстой оказывал большую помощь Т. Г. Шевченко, а на склоне

лет сочувственно встретил знаменитый в истории русского искусства "бунт 13-ти", положивший начало широкой демократизации русского искусства.

Еще в 1810 году Толстой был назначен медальером в Монетный департамент. Он поднял это искусство на высокий уровень, начав создавать медали в стиле русского классицизма. Предварительно медали вылепливались им из воска. Первой работой Толстого, создавшей ему имя не только в России, но и за границей, была серия восковых медальонов, посвященных событиям Отечественной войны 1812 года. С нее были сделаны отливки. Над этой серией Толстой работал с 1814 по 1836 год, в ней отразилась высокая гражданственность, питавшая русское искусство начала прошлого века, и пафос патриотического служения Отечеству, вдохновлявший русских людей в тяжелые годы наполеоновского нашествия.

И по сей день медальоны Толстого служат славным напоминанием об общественном патриотическом подъеме, который переживала Россия в связи с эпопеей 1812 года.

К наиболее удачным медальонам серии следует прежде всего отнести "Народное ополчение" (1816). Скульптор изобразил сидящую на троне женщину в старинном русском одеянии, протягивающую мечи трем стоящим перед ней воинам. Это аллегория России, вручающей оружие представителям трех сословий. В основание трона Толстой поместил барельефную композицию, напоминающую один из рельефов памятника Минину и Пожарскому Мартоса и представляющую "граждан российских", жертвующих средства народному ополчению. Большой известностью пользуется также другой медальон "Бой при Арсиз-сюр-Об" (1829), отличающийся большой экспрессией и мастерским пространственным расположением фигур в рельефе.

Толстой работал в самых разнообразных видах искусства. Он был прекрасным рисовальщиком, акварелистом, гравером, живописцем. Лучшее, что создано Толстым в области рисунка, - иллюстрации к поэме Богдановича "Лушенька", нарисованные и затем собственноручно награвированные им.

О живописных работах Толстого упомянул Пушкин в поэме "Евгений Онегин" словами: "... Толстого кистью чудотворной". Из картин Толстого, исполненных масляными красками, наибольший интерес, пожалуй, представляет "Автопортрет с семьей" (1830).

М.А.Ocтpoвский




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?