Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Каневский А. М.

Много нового внесло в советское искусство молодое поколение графиков, впервые выступивших со своими произведениями в 1930-х годах. К этому поколению относится и Аминадав Моисеевич Каневский.

Он родился и Елнсаветграде (теперь Кировоград) в бедной многодетной семье. Уже с двенадцати лет ему пришлось начать работать. В 1920 году он пошел добровольцем в Красную Армию. Из воинской части Каневского командировали и Москву учиться во Вхутемас. Одним из преподавателей института был в то время известный мастер советской сатиры Л. С. Моор. Его влияние на начинающего художника оказалось решающим. И вот, начиная с 1924 года, на страницах газет и журналов стали появляться сатирические рисунки Каневского. В них уже определилось своеобразие графического почерка художника. Это были лаконичные, почти без пространственного фона, без лишних подробностей рисунки с. резким контурным штрихом, изредка перемежающимся черными пятнами заливки. Они были направлены против различных неполадок хозяйственной жизни, против лодырей и прогульщиков. После окончания в 1930 году института Каневский с группой товарищей-однокурсников организовал бригаду плакатистов. Среди его работ этого периода можно отметить плакат о диктатуре пролетариата и сатирические плакаты - "Лодырский паек", "Сорняки", "Евсей-ротозей". Тогда же Каневский занялся иллюстрированием детских книжек.

Вскоре его рисунки, отличающиеся большой занимательностью и, можно сказать, веселым озорством, завоевали огромную любовь детей. "Девочка-ревушка" А. Барто (1935), "Дядя Степа" С. Михалкова (1936), "Мойдодыр" К. Чуковского (1948), "Золотой ключик, или Приключения Буратино" А. Толстого (1949) - вот далеко не полный перечень книг, давно уже ставших "классическими" и по литературным достоинствам и по своему художественному облику, созданному Каневским. Особенной популярностью и по сей день пользуются у детей красочные акварельные рисунки Каневского к "Золотому ключику". Еще с 1936 года художник стал работать в журнале "Крокодил", выступая с карикатурами, преимущественно на бытовые темы. Как и иллюстрации к детским книгам, сатирические рисунки Каневского обращали на себя внимание причудливой выдумкой, юмором, выразительностью деталей. В своих станковых акварелях или гуашах Каневский нередко обращался и к исторической теме.

Широко известны иллюстрации Каневского к произведениям Салтыкова-Щедрина и Гоголя. Выполненные пером в манере острого гротеска, штриховые рисунки Каневского к произведениям Салтыкова-Щедрина (1936) как бы открыли новую страницу в советской графике. Большую роль в создании сатирических образов играла неожиданность контрастов и противопоставлений, выразительность метких деталей. В 1939 году художник сделал несколько станковых акварелей на темы сказок Салтыкова-Щедрина, в которых ему удалось с большой сатирической остротой выразить характер, внутреннюю суть героев - даже таких причудливых, как "Карась-идеалист" или "Премудрый пескарь".

Очень близок Каневскому и гоголевский юмор с его лирическим народным началом. Рисунки художника к повестям Гоголя, выполненные между 1945 -1953 годами, переиздавались много раз. Изображение старосветских помещиков, Шпоньки и его тетушки, Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича исполнено в них житейской достоверности, но вместе с тем оказывается неотразимо смешным. Острое сатирическое изобличение составляет как бы подтекст этих иллюстраций.

Большой творческой удачей художника можно считать иллюстрации к книге В. Носова "Витя Малеев в школе и дома" (1970). Труд художника имеет общественное признание: в 1962 году Каневский избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР, в 1966 году ему присуждено звание народного художника РСФСР.

М.А.Ocтpoвский




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?