Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Роза С.

В XVII веке Италия находилась в состоянии глубочайшего экономического и политического упадка. Гнет испанской монархии, захватившей Неаполитанское королевство и Ломбардию, все более усиливался, а территория Италии, как и раньше, продолжала оставаться ареной непрерывных войн. Главенствующее положение в общественной жизни Италии занимали аристократия и высшее католическое духовенство. Крайнее обнищание итальянских крестьян и ремесленников, бродяжничество и бандитизм, стихийные восстания характерны для этого времени так же, как безудержная роскошь быта светской и духовной знати, великолепие папского Рима. Одним из наиболее оригинальных итальянских художников этой поры был Сальватор Роза (1615-1673), биография которого дошла до нас в обрамлении всевозможных легенд и анекдотов.

Уроженец Аренелла - местечка, расположенного неподалеку от Неаполя, Роза получил первоначальное образование в монастыре, где его готовили к духовному поприщу. Однако юноша, чувствуя непреодолимое влечение к искусству, стал учиться сначала музыке, а затем живописи. Его наставниками были художник Фр. Франканцоне, ученик великого испанского живописца X. Рибейры, затем сам Рибейра, живший в те годы в Неаполе, и, наконец, баталист А. Дальконе. Проработав некоторое время в Неаполе, Роза переселился в Рим. Здесь он вскоре приобрел известность не только как художник, но и как музыкант, поэт, актер. Однако сочинение им язвительных и резких сатир, обличавших представителей римского дворянства, повлекло за собой большие неприятности. Кроме того, скандал вызвали и написанные им картины "Скоротечность человеческой жизни" и "Богиня счастья, раздающая дары недостойным". Роза вынужден был оставить Рим и возвратиться в Неаполь.

Современники приписывают ему участие в неаполитанском народном восстании. Существует легенда, что художник, обладавший мятежным характером, примкнул к одному из многочисленных отрядов разбойников, состоявших в ту пору, в основном, из крестьян, согнанных с земли опустошительными войнами. Беспокойная, бродячая жизнь привела Сальватора Розу во Флоренцию. Здесь он в течение нескольких лет работал при дворе герцога Медичи. В 1648 году художник вновь переезжает в Рим. Творчество Розы было неровным и противоречивым. На нем сказалось влияние традиций X. Рибейры и школы Караваджо. Было у Розы также немало произведений, свидетельствующих о его зависимости от академического искусства. Этот своеобразный и эмоциональный художник работал в самых различных жанрах пейзажном, батальном, историческом, портретном. Особенно прославился он превосходными, проникнутыми своеобразной романтикой пейзажами, в которых изображаются скалистые морские побережья, глухие лесные чащи, таинственные развалины.

Есть у Розы полотна, где пейзаж играет второстепенную роль, а в центре внимания находятся люди, как правило, пастухи, солдаты, разбойники, отшельники ("Воины, играющие в кости", "Трубящий солдат", "Философы в лесу"). В истолковании художником сюжетов этих картин сказывается протест против тогдашнего официального искусства. Бурный темперамент Розы ярко проявился в его батальных композициях. Написанные им многочисленные сцены сражений оказали заметное влияние на развитие батальной живописи XVII XVIII веков. Среди произведений Роза, написанных на античные и библейские темы, выделяются "Блудный сын" (ок. 1640-1648 г.), "Одиссей и Навсикая" (1650-е гг.), "Демокрит, удивляющийся ловкости Протагора" (1650-е гг.), "Саул у Эндорской волшебницы" (1668), "Мучение св. Козьмы и Дамиана" (1669). Им присущи темные тона красок, смелые светотененые контрасты. Эти картины служат прекрасным примером живописной манеры Розы.

Сальватор Роза работал также в технике офорта, которая была широко распространена в его время. Офорты Розы имеют широкую тематику. Некоторые из них можно причислить к лучшим созданиям художника и всей итальянской графики той поры. Произведения Розы, воспевавшие драматизм битв, бегство человека на лоно природы, пользовались очень большим успехом в XIX веке, в ту пору, когда романтики, питая отвращение к серости, обыденности, ничтожеству современного им буржуазного общества, пытались противопоставить ему все необычное, редкостное, исключительное, все, что поражает воображение своей яркостью, силой чувств, глубиной переживаний.

М.А.Ocтpoвский




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?