Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фотоальбом | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Иванов М.М.

Как и большинство русских художников второй половины XVIII века Михаил Матвеевич Иванов (1748-1823) происходил из "низшего" сословия. Отец его был солдатом лейб-гвардии Семеновского полка. Четырнадцати лет Михаил Иванов, вместе со своим младшим братом Архипом, поступил в Академию художеств. Он обучался в "лакирном" классе (роспись по лакам), затем занимался натюрмортной живописью в классе "живописи птиц, зверей, цветов и плодов". Для выпускной работы Иванов получил пейзажную программу. За написанную по этой программе картину "Оливковое дерево", которая соединяла в себе качества пейзажа и натюрморта и была написана по мотивам оды Ломоносова "На взятие Хотина", он получил в 1770 году вторую золотую медаль и заграничную командировку.

Прибыв о Париж, Иванов определился к живописцу Ж.-Б. Лепренсу. В его работах этого времени ощущается тяготение к жанру (об этом свидетельствует, например, картина "Доение коровы"). Через два с лишним года Академия направила молодого художника в Рим. Тут главенствующее место в его занятиях приобретает изучение пейзажной живописи. Иванов вернулся в Россию в 1779 году, кроме Италии, побывав еще в Испании и Швейцарии, где он совершенствовался как пейзажист. В 1780 году Иванов в чине премьер-майора едет к наместнику южных губерний Потемкину. Его цель - в серии картин запечатлеть виды местностей, присоединенных в ту пору к России, или тех, за присоединение которых шла борьба. Он должен был стремиться к созданию пейзажей не декоративных, а точных, познавательно ценных, имеющих конкретное содержание. Именно в процессе этой работы совершалось становление творческой индивидуальности художника.

Иванов побывал на Украине, на Кавказе, в Крыму, в Бессарабии. Работая преимущественно в технике акварели (масляные картины его крайне малочисленны), он с необычайной для того времени верностью натуре запечатлевал чем-либо примечательные виды природы ("Ненасытецкий порог на Днепре", 1780, "Вид трех церквей в Армении. Эчмиадзин", 1782, "Вид Инкермана", 1783, "Вид Бен-дер" , 1790, "Вид Ясс", 1793 и другие). В 1784-1785 годах Иванов исполнил много зарисовок Новгорода, а также присоединенной к России в 1772 году части Белоруссии.

В ряде акварелей Иванов выступал продолжателем традиции русских батальных изображений Петровской эпохи. С замечательной точностью изображал он места сражений (в 1787 году Россия снова воевала с Турцией) и сами сражения русской армии. Большой исторический интерес представляют мастерски выполненные им две большие акварели "Штурм Очакова" (1788).

К позднему периоду творчества Иванова (1790-е годы) относятся его пейзажи Царскосельского парка. В них художник не идеализирует природу, а запечатлевает ее естественную красоту, точностью, объективностью передачи всех ее особенностей утверждая ее самоценность.

В 1785 году Иванов получил звание академика, а в 1799 году его назначили советником Академии. В 1780 году художник возглавил класс батальной, а спустя несколько лет и класс ландшафтной живописи. Помимо этого, Иванов был хранителем рисунков Эрмитажа.

Первый русский художник, широко изучивший различные местности своей страны, много работавший с натуры, Иванов сыграл большую роль в воспитании плеяды русских пейзажистов. Одним из его учеников был Сильвестр Щедрин.

М.А.Ocтpoвский




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?