Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Фирсов И.

Иван Фирсов - одна из самых загадочных и привлекательных фигур в истории русского изобразительного искусства XVIII столетия. Он был, казалось, прочно забыт в XIX веке. Но в 1913 году в Третьяковской галерее реставраторы под руководством И. Грабаря, изучая красочный слой картины "Юный живописец", подписанной именем известного художника второй половины XVIII столетия А. Лосенко, неожиданно обнаружили, что подпись эта подделана в более поздние времена. Под фальшивой удалось найти и подлинную подпись. Оказалось, что автором этого произведения, очень неожиданного по художественным задачам для своей эпохи, был Иван Фирсов.

Высокий художественный уровень картины "Юный живописец" привлек к имени Фирсова внимание крупных специалистов. Но искусствоведы, едва начав изучение творчества мастера, столкнулись с рядом загадок. Главной была задача установить, тот ли самый художник, известный лишь дворцовыми декоративными живописными композициями, написал картину. Начались розыски, вводились в научный обиход все новые и новые документы. Установили дополнительные факты биографии мастера, их было немного. Только к началу 1960-х годов путем тщательного сравнительного анализа всех исторических данных, наконец-то, пришли искусствоведы к выводу, что столь непохожие работы написаны все-таки рукой одного мастера. Сегодня нам известно, что Фирсов вышел из среды московского

купечества. Четырнадцатилетним подростком он был определен для обучения к художникам-декораторам в Канцелярию от строений, ведавшую архитектурными и декоративными работами, и числился там до 1756 года, участвуя в исполнении больших декоративных полотен для дворцов и церквей, оформляя вместе с другими своими коллегами пышные празднества. Фирсов работал под руководством многих крупных мастеров декоративной живописи того времени, в том числе и известного итальянского художника-декоратора Валерьяни. С годами его, по-видимому, все чаще и чаще привлекали к исполнению сложных театральных декораций. Имя Фирсова упоминается в связи с постановкой первой русской оперы "Альцеста" на текст Сумарокова в 1758 году; он участвовал в оформлении представлений в Ораниенбаумском дворце, а позже его имя мы встречаем в списках сотрудников Дирекции императорских театров. Одним словом, Фирсов становился весьма заметной фигурой в области декоративной живописи. Хранящийся в Русском музее натюрморт "Цветы и фрукты" Фирсова, предназначенный украсить вход, исполнен умело, с точным учетом восприятия этого панно в интерьере, хотя по живописи несколько суховат и резок. В начале 1765 года для усовершенствования в искусстве Фирсов был отправлен в Париж. Он посещал мастерскую Вьена, стремясь повысить свое мастерство в области декоративной живописи и в изображении натуры, пробовал писать эскизы на мифологические сюжеты, много рисовал. Фирсов в Париже впервые открыл для себя искусство как область духовной жизни. В Париже или, может быть, сразу по возвращении в Россию (а он приехал на родину в конце 1768 года) и написал художник "для себя", вне заданий, "Юного живописца". В его картине привлекают простота и безыскуссность, тонкость цветового решения, искренность, свежесть чувств. Пожалуй, это едва ли не первый образец бытовой жанровой живописи в России. Картина Фирсова исполнена не без влияния французской реалистической живописи, но это отнюдь не ученическая реплика, а творческая переработка уроков французского искусства. В ней передано непосредственное ощущение жизни. Заграничное пенсионерство Фирсова почти не повлияло на его положение в художественном мире. Он по-прежнему вынужден был заниматься исключительно декоративной работой. По-видимому, его жизнь была полна всяких драматических переживаний и конфликтов. В 1784 году Фирсов тяжело заболел и попал в "смирительный дом". Его картина так и оставалась в мастерской, чуждая вкусам времени. Только с приходом в русское искусство Тропинина и Венецианова бытовая жанровая живопись была признана достойной сферой художественного творчества. Но картине Фирсова пришлось ждать "своего часа" еще почти целое столетие.

М.А.Ocтpoвский




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?