Художник Илья Клейнер

Цвирко В.К.

За четыре десятилетия работы в искусстве Виталий Константинович Цвирко создал немало произведений, которые относятся к числу лучших в белорусской советской живописи. Его творчество получило весьма широкую известность и за пределами республики. Ряд его картин экспонировался и на зарубежных выставках советского искусства.

Цвирко родился в бедной деревушке Радеево на Гомелыцине.

С 1929 по 1932 год он учился в Витебском художественном техникуме, где учащиеся получали представление о цветовых и композиционных принципах новейшего искусства. Но отвлеченный характер учебных заданий был, вероятно, чужд молодому художнику, не совпадал с его устремлениями. После окончания техникума Цвирко жил и работал в Минске. В 1935 году успешно выступив на одной из московских выставок, он решил продолжить свое образование в Москве в Художественном институте. Там его руководителями были Г. Ряжский и П. Покаржевский. Диплом об окончании института Цвирко получил в 1942 году в Самарканде, куда был эвакуирован ряд учебных заведений. От тех лет в мастерской художника сохранились простые, лишенные налета восточной экзотики, пейзажи. Летом 1944 года Цвирко возвратился в освобожденный Минск. Он очень активно работает эти годы, стремясь запечатлеть события военных лет. Конечно, ему еще не вполне хватало мастерства, мешали и штампы сюжетной живописи тех лет, но в этих несовершенных, часто сделанных поспешно работах запечатлелось немало живых характерных наблюдений. Пожалуй, центральным произведением художника в первые послевоенные годы можно считать полотно "Непокоренные" (1947). Эта картина по своей направленности очень типична для живописи послевоенных лет. Художник строил ее на остром сюжетном конфликте. Группе фашистских солдат противопоставлен приговоренный к казни партизан, в образе которого перед зрителем предстает сильный духом человек. Большие тематические полотна Цвирко продолжал писать и в последующие годы. Среди них наиболее запомнилась историческая картина "Восстание рыбаков на озере Нарочь" (1957), замысел которой возник у художника еще в первые послевоенные годы. В ней привлекает передача общей вольной атмосферы рыбацкого быта. Но сама сюжетная ситуация (польский офицер объявляет рыбакам о запрещении лова рыбы) без специальных пояснений остается для зрителя неясной.

По характеру своею дарования Цвирко все же больше пейзажист, чем мастер композиционной картины. В его пейзажах первых послевоенных лет мы встречаемся обычно с очень скромными мотивами белорусской природы, запечатленными в сдержанной колористической гамме, выражающей непосредственное лирическое переживание. Такого рода пейзажи художник писал и позже, но постепенно, где-то во второй половине 1950-х годов, стилистика его пейзажей меняется. Они приобретают более обобщенный характер, художник стремится к широкому, свободному письму. В творчестве Цвирко есть большое количество работ, которые более точно можно определить как пейзажи-картины, например "Март". Лирическое восприятие родной природы соединяется в них с эпичностью. Ему хочется в привычном мотиве передать обобщенное символичное содержание, создать монументальный образ. Таков, например, его широко известный триптих - "На земле белорусской" (1961), где изображены колхозницы, возвращающиеся с работы.

Художник сразу нам рассказывает и о земле, и о людях. Лирическая задушевность, песенность внутреннего строя триптиха органично соединяются с эпичностью. Триптих "На земле белорусской" сыграл немалую роль в утверждении новых поэтических принципов в белорусской живописи шестидесятых годов. В качестве профессора Белорусского театрально-художественного института Цвирко помог формированию таланта многих молодых живописцев республики. В течение нескольких лет Цвирко возглавлял Союз художников Белоруссии.

М.А.Ocтpoвский




Выставка работ
Книги