Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Филонов П.Н.

Павел Николаевич Филонов(1883-1941) родился в Москве. Мать его стирала, а отец разносил это белье по домам. С 6 лет Филонов начал свою трудовую жизнь: довелось ему полотенца вместе с сестрами вышивать и продавать их у Сухаревой башни, довелось и выступать в балаганах. Рисовать он начал очень рано. Копировал папиросные и конфетные обертки. Четырнадцатилетним подростком в Петербурге он поступил в живописно-малярные мастерские, а параллельно начал посещать вечерние классы Общества поощрения художеств. Ему страстно хотелось поступить в Академию, но он не выдержал экзамена. Тогда Филонов начал брать уроки живописи в частной мастерской художника Л. Е. Дмитриева-Кавказского. Летом он ездил на этюды на лодке по Волге, ходил вместе с паломниками в Иерусалим и на Кавказ, делал копии икон, делал рекламные плакаты папирос, к которым сам же писал стихи. И все время Филонов занимался анатомией, рисовал. В Академию его приняли только как вольнослушателя на живописный факультет. Во всех работах Филонова ощущалась редкостная настойчивость в попытках найти свой путь в искусстве.

В 1910 году Филонов вошел в состав "Союза молодежи". Он оказался в среде людей высокой культуры.

Увлеченный старым искусством, Филонов на полгода отправился в заграничное путешествие через Германию в Италию и Францию. Деньги быстро кончились, и он бродил из города в город пешком, спал, где придется, перебивался случайной работой, например, придумывал рисунки для витражей в Лионе и литографии. Большое впечатление произвели на него великолепно исполненные драматические картины старых немецких мастеров и прежде всего Грюневальда, чьи работы отличает чувство монументальности и какой-то микеланджеловской мощи. Постепенно Филонов достигает сам высокого уровня мастерства и формулирует свои взгляды на искусство в манифесте "О сделанной картине".

Революция застает Филонова на румынском фронте. У него нет колебаний и сомнений: это его революция. Авторитет Филонова среди солдат очень велик. Его избирают председателем Военно-революционного комитета. В 1920-е годы талант Филонова развертывается в полную силу. Он мечтал создать серию больших полотен о революционном времени, как бы цикл фресок, и подарить их пролетариату Петрограда. Начинается беспримерная удивительная работа. В ней причудливым и странным образом сметаются различные аспекты восприятия реального мира, реальное и фанатическое, здоровое и болезненное, порой мистическое. Но за всей сложностью и многоплановостью работы ощущается тяготение, со временем все более выкристаллизовывающееся к ясности и эпичности.

От отвлеченных пластических формул (1918 - 1919) и "Формулы петроградского пролетариата" (1920-1921), от переусложнённой и субъективной пластической композиции он идет к простоте "Нарвских ворот". Его лозунгом было: "Упорно и точно думай над каждым атомом делаемой вещи. Упорно и точно делай каждый атом. Позволь вещи развиваться из частных, до последней степени развитых, и тогда ты увидишь настоящее общее, которого и не ожидал".

У Филонова были преданные ученики, объединившиеся в "Школу аналитического искусства". Они вместе исполняли заказы для общественных зданий, оформили карельский эпос "Калевалу", разрабатывали коллективные методы работы и порой показывали свои произведения без подписей как картины школы.

Замечательно написаны и портреты Филонова, которые можно сопоставить с портретами старых мастеров ("Портрет Е. А. Серебряковой" , 1922 и другие). Филонов работал над каждой вещью долго и тщательно, добиваясь предельной законченности своего замысла. Его искусство многозначно и неоднородно, часто конечный результат противоречит первоначальной программе. Усложненность формы делала порой его произведения трудно доступными не только для широких кругов, но и для профессионалов. Поэтому вокруг его творчества разворачивались яростные споры. Умер Филонов во время блокады Ленинграда.

Творчество этого противоречивого мастера открыло нам новые грани в изобразительном искусстве послереволюционного времени.

М.А.Ocтpoвский




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?