Художник Илья Клейнер

Д. Левицкий. Портрет Демидова

Портрет Демидова Двести лет назад по улицам Москвы часто проезжала оранжевая карета, запряженная шестернею. Две лошади маленькие. Две огромные. И две совсем крошечные. На самой высокой лошади сидел верхом лакей-карлик. На самой маленькой - лакей огромного роста, его ноги волочились по земле. Но никто не смеялся. Все почтительно глядели на сидящего в карете человека с некрасивым умным лицом. Это был один из богатейших людей в России - Прокофий Акинфиевич Демидов.

Богатство сделало из Демидова самодура, угождавшего всякой своей прихоти. Он ни с кем не считался, оскорблял и унижал людей. Он сотнями продавал крепостных крестьян. На его заводах беспощадно угнетали рабочих. Но этот же Демидов тратил много денег на образование в России, строил училища, помогал университету. Он говорил, что придет время - из-за границы будут ездить к нам учиться. Демидов очень любил природу, подолгу работал в своем саду. Его московский дом был заполнен растениями. Он собрал редкостный гербарий, изучал жизнь пчел. Вот какой непростой человек заказал свой портрет художнику Левицкому.

Знатных людей обычно изображали в величественной позе, наряженными в богатые одежды. Такой портрет называют парадным. Демидов у Левицкого стоит торжественно, как на парадном портрете. Но вместо расшитого золотом, увешанного орденами и лентами кафтана, вместо пудреного парика на нем домашний халат и колпак. Движение руки Демидова тоже величественно, как у полководца, который показывает на поле боя. Но Демидов показывает рукой на горшки с выращенными им цветами. И на столе перед ним не шлем и не шпага полководца, не свернутые свитком государственные бумаги, а ученый труд по ботанике, луковица какого-то цветка и лейка.

Зрителям понятно, что человек на портрете Левицкого занимает высокое положение, но живет не но общим правилам, а по-своему.

Порудоминский В.




Выставка работ