Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Сидур Вадим

Сидур Вадим (1924-1986) - русский скульптор. Когда в 1986 году Вадим Сидур после третьего инфаркта скончался, его друзья вспомнили, что незадолго до смерти он прочитал в прессе несколько очередных издевательских строк о своем творчестве. И это в то время, когда, тридцать лет работая в своей мастерской-подвале, Сидур создал более 500 скульптур, более 1000 графических листов. И это в то время, когда его монументальные произведения уже были установлены в Москве, ФРГ, США... Выдающийся современный драматург С. Беккет, увидав в 1975 году его скульптуру "Инвалид", написал: "Потрясающая скульптура, мощное и волнующее произведение, немота гнева и сострадания".

Вадим Сидур родился в 1924 году в Днепропетровске, в семье педагогов. С девятого класса он просился добровольцем на фронт, потом работал на полях Кубани, токарем на заводе в Душанбе. В 1942 году он курсант 1-го Пулеметного туркестанского училища. Окончив училище, в звании младшего лейтенанта попал на 3-й Украинский фронт. Под Кривым Рогом его ранили. В свои девятнадцать лет стал инвалидом II группы.

Он позже вспоминал: "Когда восемнадцатилетним младшим лейтенантом, командиром пулеметного взвода, я действительно дошел до своего родного города и своей улицы, то уже от угла увидел, что от дома, где я родился и вырос, не осталось ничего. Только печная труба торчала как новаторский памятник моему детству..."

Немного оправившись после ранения, Вадим Сидур попробовал учиться в Душанбинском медицинском институте, однако, поняв, что никогда не сможет притерпеться к страданиям больных, поехал в Москву. И, перенеся там еще одну тяжелую операцию, решил поступать в Строгановское училище.

Двенадцать лет ему пришлось жить в общежитии, которое располагалось в подвале, как в будущем и его мастерская. В 1957 году Вадима Сидура приняли в Союз художников.

Главное, что выделяло работы Вадима Сидура, - это "скупой, лаконичный, обобщающе-геометрический пластический язык". Еще во время учебы Вадим Сидур увлекся изучением архаической скульптуры. С детства помнил он стоящих на курганах в украинской степи высеченных из серого гранита скифских идолов, которые поражали его своим грандиозным спокойствием. Потом в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина он подолгу рассматривал образцы египетского, ассиро-вавилонского искусства, греческую архаику. Воздействие загадочных, таинственных скульптур древности чувствуется даже в таких поздних работах Сидура, как "Гроб-Арт" и "Железные пророки". В годы учебы Сидур, как и многие его ровесники-художники, не мог нигде увидеть произведений Малевича, Кандинского, Мура, Джакометти и других мастеров-новаторов и сам старался выработать свой современный пластический язык.

Он стремился использовать не только внешнее, но и внутреннее пространство, сближая тем самым скульптуру и архитектуру. "Я испытываю физическое наслаждение от тяжести скульптуры,- признавался он.- Даже маленькая, она должна быть весомой. Пропорции своим скульптурам я почти всегда стараюсь придать такие, чтобы и в небольшом размере они не оказались статуэтками и могли выдержать любое увеличение".

В мастерскую-подвал к Сидуру приходили Э. Климов и В. Шукшин, Б. Окуджава и Т. Гуэрра, Г. Белль и Ю. Трифонов...

В одном из своих интервью Вадим Сидур сказал, что, возможно, он остался жить только для того, чтобы создать "Памятник погибшим от насилия", "Памятник погибшим от бомб", "Треблинку"...

"Памятник погибшим от насилия", созданный в 1966 году и установленный в 1974 году на средства жителей Касселя (ФРГ) на одной из городских площадей,- это один из десяти антивоенных монументов, которые Сидур подарил жителям Европы и Америки. Вознесенные к небу скованные руки склоненного в поклоне человека напоминают лиру, которая звучит печально и возвышенно. А в 1973 году в Западном Берлине перед зданием суда, того самого, где во время войны производили регистрацию тех, кого ссылали в лагеря смерти, появилась скульптура Силура, которую иногда называют геометрическим реквиемом. Она посвящена жертвам фашистского концлагеря Треблинка.

Вадима Сидура часто обвиняли в излишнем трагизме. А он будто пытался и никак не мог избавиться от кошмаров, которые ему пришлось пережить во время войны. В 1970-е годы появилась его скульптура "Раненый", где голова раненого представляет собой огромный кокон из бинтов, среди которых чуть заметна щель рта.

Он называл циклы своих графических листов и скульптур "искусством эпохи равновесия страха". Его как художника очень волновало и то, что государства запугивают друг друга страшным оружием, и то, что загрязняется не только земля, но и околоземное пространство... И самой, пожалуй, выразительной скульптурой стали его "Железные пророки", которые напоминают каждому, что нить жизни, которая тянется из далекого прошлого, может быть оборвана в любую секунду...

Интересны, оригинальны и портреты Вадима Сидура, например, "Портрет Альберта Эйнштейна", выполненный им в

1967 году, который как бы воплощает два полюса любого гениального открытия - радость взятия новой высоты и ощущение ужаса в предчувствии возможных страшных последствий. "Памятник академику И. Тамму", установленный в Москве на Новодевичьем кладбище,- это образ человека, который прикрывает зияние в своей груди, зияние-боль, зияние-предчувствие...

В Москве бетонные памятники-скульптуры Вадима Сидура были установлены возле Института геохимии имени Вернадского и возле Института морфологии человека. Перетекание скульптурных объемов, кажется, ритмически передает перетекание времени и пространства. Но мир Сидура - это не абстрактные ритмические конструкции, это прежде всего - человек.

Вадим Сидур не раз повторял: "В центре моей модели мира всегда стоял и стоит человек и наиважнейшие, на мой взгляд, проблемы его бытия. Мир без человека мне неинтересен".

Те, кто хорошо знал Вадима Сидура, говорили, что у него в жизни было два чуда. Первое произошло тогда, когда он, тяжело раненный, остался жить. Второе - это любовь, которую он пронес через всю свою жизнь. Одной из последних графических работ Сидура был трогательный, очень откровенный, нежный двойной портрет "Влюбленные", сделанный им в 1985 году. Сам художник печален и задумчив, а склоненная к нему, нежно его обнимающая любимая как бы создает защитное поле света и добра... Сидур не только рисовал и лепил, он еще и писал стихи. Он мечтал издать сборник "Счастливая осень", где есть и такие строки:

Мы оба ходим по воду
К голубенькому колодцу
Юля крутит ворот
Я стою рядом
Юля тащит ведра
Я иду рядом
Морально ей помогаю...

Но как ни берегла его жена, 26 июня 1986 года сердце его не выдержало.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.

Библиотека » Великие художники XX века




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?