Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фотоальбом | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Рущиц Фердинанд

Рущиц Фердинанд (1870-1936) - белорусский и польский живописец, график, театральный декоратор. В Варшавской национальной художественной галерее, где собраны произведения выдающихся европейских мастеров, одно из лучших мест отведено картине Фердинанда Рущица "Земля". Он написал ее в 1898 году. Тяжелые, налитые дождем, тревожные тучи, кажется, готовы прижать к земле, раздавить пашущего землю, упрямо идущего за волами крестьянина. Но он, сеятель, непобедим. Он точка опоры, он тот, кто способен преодолеть само время.

Ученик И. Шишкина и А. Куинджи, Фердинанд Рущиц умел тонко чувствовать и передавать саму пульсацию природы. Она, природа, была для него способом рассказать о драматических переживаниях простых людей. Он отлично знал традиции белорусского, русского, польского, французского искусства, некоторое время был увлечен модерном. Однако всегда стремился оставаться самим собой, и в этом ему помогала связь с родной землей, которую он не просто знал, а чувствовал.

Фердинанд Эдуардович Рущиц родился 10 декабря 1870 года в Богдановке Ашмянского повета Виленской губернии в семье обедневшего шляхтича. Род Рущицей происходил из белорусской православной шляхты, которая в свое время перешла в католицизм. Детство и юность Фердинанда прошло в Минске, где он окончил гимназию и начал заниматься у выпускника Петербургской академии художеств художника К. Ермакова. Отец в это время работал на Либаво-Роменской железной дороге.

Приехав в Петербург, Рущиц поступил на юридический факультет университета и только в 1891 году подал прошение в Петербургскую академию художеств с просьбой зачислить его вольнослушателем по отделу живописи. Ему посчастливилось учиться у И. Шишкина, а потом у А. Куинджи.

В своем дневнике Ф. Рущиц писал: "Я показал свои этюды Куинджи. Наверное, он знал, что я ученик Шишкина, во всяком случае, судил он их далеко строже, чем работы других учеников".

В Академии Фердинанд Рущиц подружился с А. Рыловым и другими учениками, которые исповедовали реализм, обогащенный опытом французских импрессионистов.

Еще во время учебы Рущица как колориста очень высоко оценил И. Репин. После окончания в 1897 году Академии он долгое время жил в усадьбе Богданово, изредка путешествуя по Белоруссии и России.

В это время Рущиц создал своеобразную эпическую сагу о судьбе простых людей. Первым в этой серии можно считать полотно "Земля" (1898), вторым - "У костела" (1899), где крестьяне, будто вырастающие из той самой земли, несут в храм свои горести и беды. В 1901 году появилось еще одно полотно - "В свет" - о тех, кто вынужден уходить с обжитых родных мест, искать работу в далеком краю. И, наконец, "Эмигранты" (1902) - продолжение и мощное завершение темы. Даже в пейзажах "Пустырь" или "Старая мельница" чувствуются живые человеческие переживания. Композиции полотен Рущица просты и лаконичны, однако в них всегда есть ощущение реального пространства. Они очень материальны, воздушны. Картины Рущица экспонировались в Варшаве и Петербурге, критики сразу заметили его исключительный дар колориста.

В 1904 году Рущица пригласили на должность профессора живописи в Краковскую академию искусств. В 1904-1907 годах он был профессором Школы изящных искусств в Варшаве, в 1907-1908 - Краковской академии искусств, а позже - в 1919-1932 - Виленского университета.

В 1908 году Фердинанд Рущиц вновь приехал на родину, на Беларусь, в усадьбу Богданово, где жил до самой Октябрьской революции. Он писал интерьеры своей усадьбы, многочисленные этюды. В некоторых его работах, таких как "Зимняя сказка", ощущается воздействие модного в то время стиля модерн.

В это же время Рущиц был занят оформлением спектаклей в Виленском театре Младиевской, где создал декорации к "Лилии Венеде", "Варшавянке" и другим постановкам.

После революции, которую Рущиц встретил в Богданове, и заключения несправедливого договора с панской Польшей, по которому Западная Беларусь, Западная Украина и часть Литвы были включены в состав Речи Посполитой, Рущиц некоторое время жил в Вильно и принимал участие в возобновлении деятельности Виленского университета, где руководил кафедрой живописи.

В 1920-1930 годах он являлся председателем комиссии по охране памятников древностей, много ездил по Беларуси, делал зарисовки старинных замков и их руин, оформлял книги и журналы. Считается, что именно Фердинанд Рущиц был инициатором возрождения старинного ремесла изготовления ви-ленских вербочек, которые стали неизменным атрибутом весенних праздников "Казюкас".

Рисовал он и свою семью, жену, детей. Его рисунки легки и изящны. В 30-е годы, после ликвидации комиссии, Рущиц возвратился в Богданово. Одной из последних его работ была картина "Старые яблони", где деревья с выгнутыми стволами и переплетенными ветвями напоминают людей-мучеников. Это будто символ его последних лет, когда он уже не мог писать правой рукой, но не сдавался, рисовал.

Умер Фердинанд Рущиц 30 октября 1936 года.

Его картины сегодня можно увидеть в Варшаве, Вильнюсе, Минске и многих других европейских городах. В них - судьба одного из самых искренних и мужественных художников XX столетия.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.

Библиотека » Великие художники XX века




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?