Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фотоальбом | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Альбер Марке

Альбер Марке. Франция. Гамбургский порт
Франция. Гамбургский порт
 
Альбер Марке. Обнаженная
Обнаженная
 

Альбер Марке (1875-1947) - французский живописец. Когда в начале XX века Альбер Марке обосновался в Париже, перед ним, как и перед многими художниками того времени, встала проблема, с какой мерой достоверности воссоздавать на полотне тот или иной архитектурный памятник, без которых немыслим ни один вид французской столицы. И, доверившись

своей интуиции, он исключительно точно почувствовал допустимую меру соотношения конкретного и общего. Его живописные холсты пластически обобщены, обобщенно решает он и легко узнаваемые чисто парижские архитектурные акценты - Нотр-Дам, Эйфелеву башню. Они, чаще всего отмеченные тонально или контуром, всегда ориентируют наш взгляд, ненавязчиво напоминают, что это не просто город, это Париж... В написанных в 1906-1907 годах пейзажах Марке "Солнце над Парижем", "Вид Лувра", "Новый мост. Снег" и других - дома, набережные, храмы приобретают естественную пластичность растущих деревьев. Они не подавляют, они органичны и естественны в окружающей их среде. Еще одна особенность городских пейзажей Марке - это выбор высокого горизонта. Такой ракурс позволял необыкновенно широко охыватывать пространство, причем, в отличие от других художников, например, Утрилло или Писсарро, в пространстве картин Марке остается много не только города, но и неба. Именно в соотношении неба и земли, светлого и темного - основа его композиций.

Альбер Марке родился 26 марта 1875 года в Бордо. Отец работал кондуктором поезда, мать была на пятнадцать лет моложе его. Рисовать Альбер начал очень рано, он рисовал куском угля на полу, на полях тетрадей. В Бордо был хороший музей, где Альбер увидел картины Веронезе, Мурильо, Рубенса. В 1890 году после окончания школы он вместе с матерью отправился в Париж, где поступил в Школу декоративных искусств, или, как ее сокращенно называли, Эколь Деко. Товарищи сначала подтрунивали над его провинциальным акцентом и близорукостью, но потом открыли, что Альбер "маленький, но крепкий", и насмешки прекратились. Альбер Марке подружился с писателем Шарлем Луи Филиппом, писавшем о жизни "парижского дна", и Матиссом, который хоть и был старше его на шесть лет, почувствовал в Альбере Марке близкого по духу и характеру человека. Альбер Марке, как и Матисс, не стремился быть первым, но работал упорно и вдохновенно.

В 1895 году Марке поступил в Школу изящных искусств и начал учиться у Гюстава Моро (современники называли его "мистиком, который устроил себе келью в центре Парижа").

Именно Моро научил Марке относиться к копированию натуры с большой ответственностью. Он говорил: "Копировать природу надо с воображением, только воображение делает нас художниками".

Кроме работы в ателье, Марке, как и его товарищи, много рисовал просто на улице. Все, кто вышел из мастерской Моро,- Милсандро, Марке, Матисс, Руо стали блестящими рисовальщиками. Один из учеников Моро вспоминал, что у них было принято, не застав кого-то дома, оставлять своеобразную "визитку" - рисовать углем на белой штукатурке автошарж или забавную фигурку. А когда на улице "натура" угрожала исчезнуть раньше, чем рисунок будет окончен, кто-нибудь неожиданно издавал шипящий звук - прохожий хотя бы на мгновение застывал на месте.

Однако после смерти Моро учиться стало неинтересно, и Марке, как и его друзья, покинул школу, даже не написав программной картины. В кармане у него осталось всего только удостоверение учителя рисования начальной школы.

Бывшие ученики Моро по-прежнему собирались у "Прокопа", обсуждали выставки, каждый пробовал сам найти свой путь в живописи. В творчестве Марке в это время чувствовалось влияние неоимпрессионизма, Сезанна, Синьяка, а позже членов группы "наби", которые привносили в свои произведения нечто символическое, заостряли декоративные качества холста введением больших цветовых пятен. Особенно же заинтересовало Марке творчество П. Боннара. В это время Марке пишет этюды обнаженной натуры, натюрморты, интерьеры, портреты. Среди портретов наиболее интересны "Портрет кузины", "Портрет матери в черном платье", "Портрет родителей". Марке, стремясь сделать свои портреты более выразительными, упрощал форму, тем самым "обнажал" сущность своих героев.

Первые пейзажи Марке начал писать в 1897-1898 годах во время совместных с Матиссом поездок в Вогезы.

Несмотря на большие материальные трудности (вместе с Матиссом он работал чуть ли не штукатуром в одной из мастерских), художник не оставлял занятия творчеством: в 1900 году его пейзаж "Вид на Сент-Этьен дю Монд" появился в Салоне независимых.

Сохранились рисунки Марке "Старая женщина", "Дорожные работы", "Парижский извозчик", которые он сделал в 1898-1904 годах. Марке рисовал тех, кто не выделяется в толпе, но при этом заострял форму и движение так, что модель делалась запоминающейся, приобретала характер. В это же время Марке проиллюстрировал роман своего друга писателя Шарля Луи Филиппа "Бюбю с Монпарнаса" - историю бедного студента и уличной женщины.

Матисс, с которым Марке оставался дружен всю жизнь, был не только художником, но и постоянно брался за какую-нибудь новую идею в искусстве. Марке привык к тому, что приходилось выслушивать длинные нравоучения, терпеть порой незаслуженную критику. В это время он ходил рисовать натурщиков в студию Каррьера, познакомился с Дюфи, Фриезом и другими художниками, а также с фотографом Э. Дрюэ, который в то время начал фотографировать работы Родена. У Дрюэ бывали известные литераторы, политики, художники - Верхарн, Андре Жид, Синьяк, Жорес и другие. Здесь Марке встретил первых критиков, которые оценили его талант,- Ж. Бессона и Ф. Журдена.

В 1903 году Марке впервые начал посылать свои работы не только в Салон независимых, но и в Осенний салон. Его "сияющие светом" пейзажи были замечены и оценены. Однако после Осеннего салона 1905 года критика буквально взорвалась негодованием. Один из рецензентов повторил в отношении работ фовистов, к которым в это время примкнул Марке, выражение, сказанное Рескиным по поводу Уистлера в Лондоне: "Они бросили нам в лицо горшок с красками". Больше всего публику возмущало не только то, что художники выставляли пугающе яркие, "дикие" по цвету, с искаженными формами предметов работы, но и то, что они посмели в своих экстравагантных нарядах ходить и по улице, и по залам добропорядочного Гран Пале. Матисс - в заношенном грубом пальто, Манген - в ярко-красном фантастическом костюме, Дерен и Вламинк - в оранжевых, желтых рубашках, Марке - в старом вельветовом костюме и в сдвинутой на затылок шляпе... Они действительно заслуживали прозвище "диких" (le fauve - по-французски "дикий зверь").

Фовизм был самым кратковременным течением в истории искусства. Альбера Марке один из английских критиков назвал "деликатным фовистом". И если в такой работе, как "Гавань в Мантоне", яркость и энергичные световые сопоставления придают композиции необыкновенное ликующее звучание, в "Балконе", "Заходе солнца над Новым мостом" и других работах Марке развивает не коллористический, а другой, "динамический" аспект фовизма. Здесь можно заметить не совсем обычные композиционные срезы, стремительно взвивающиеся стволы деревьев и т. д.

Постепенно Марке отходит от фовизма. Это видно в его серии нормандских пейзажей и портретах, созданных в 1905- 1906 годах.

На выставке, которая экспонировалась в парижской галерее Дрюэ, среди 39 работ Марке было 23 парижских пейзажа. Именно с этого времени все заговорили о "Париже Марке", о том, что у этого художника есть не только свой взгляд, но и своя интонация, что его полотна по-особому свежи, просветленны, что он умеет вслушиваться в тишину: Любимыми районами Марке стали теперь не Люксембургский сад, не Авеню де Версай, которые раньше он с таким вдохновением писал, а набережные Сены, центр города, Сена между мостами Де ля Турнель и мостом Искусства, Сите с Нотр-Дамом. Большинство пейзажей написано с высоты приблизительно пятого-шес-того этажа. Основные композиционные линии на его полотнах всегда динамичны и направлены в глубину, они влекут взгляд, заставляют остановиться и всмотреться. Классическим примером композиционной концепции Марке может служить написанный в 1910 году пейзаж "Дождливый день в Париже. Нотр-Дам".

После импрессионистов Марке первым так глубоко прочувствовал и передал само дыхание Парижа. Импрессионисты увидели Париж как город световых фантазий и миражей. У Мориса Утрилло - белый, у Марке, как писали современники,- серый Париж. Тонкие по колориту серебристые парижские пейзажи Марке по-своему выделялись среди ярких полотен фовистов.

Очень необычны рисунки Марке. Особенно выразительна серия рисунков натурщиц - женщин легкого поведения. Марке, который рисовал их в своей мастерской, как и Роден, не заставлял их все время находиться в неподвижном состоянии. Они читали, разговаривали, двигались, принимая естественные выразительные позы. Интересна и серия ню, выполненная маслом,- "Подруги", "Женщина на диване" и др.

В начале XX века, как считают некоторые искусствоведы, Марке некоторое время был близок к кубизму, однако сохранил самостоятельность, за что его работы высоко ценили на выставках.

Марке много путешествовал, особенно часто бывал в Италии, долго жил в Алжире. Неаполь дал возможность Марке глубоко почуствовать и передать на своих полотнах "абсолютность" моря, саму мечту о водном просторе. В морских пейзажах Марке всегда есть знаки присутствия человека. Лодки и парусники не нарушают, а как бы озвучивают гармонию водного пространства и неба, ведущих свой тихий диалог. Главным во всех работах Марке 1910-1920 годов является не цвет, а свет. Это он дает нам возможность почувствовать пропитанный влагой или пронизанный солнцем морской воздух. Импрессионисты, анализируя цвето-световые нюансы даже в однородно окрашенных поверхностях, практически не использовали черный цвет. Марке же делает его своим тональным камертоном. И заставляет зрителя воспринимать свет в соотношениях: самое светлое, самое темное, светлее - темнее и так далее.

Марке очень ценил творчество примитивистов и сам был наивно-непосредственен в восприятии натуры. Когда его спрашивали о детских рисунках, он говорил: "Они теряют значение в тот день, когда дети узнают, что у дома бывает дверь, крыша, окна. Только преодолев это, получишь возможность продолжать".

Марке писал и Гамбург и Стокгольм. Но больше всего его привлекал Алжир, где он провел долгие годы, где познакомился в 1920 году со своей будущей женой Марсель Мартине.

Именно Африка, Алжир дали ему возможность проявить новое отношение к солнечному свету. Сначала в рисунках, а затем и в живописных работах Марке первым показал, что наиболее точно эффект палящего солнца можно передать "солнцем без теней". Он любил воссоздавать то состояние, когда из-за того, что солнце находится высоко над головой, тени укорачиваются настолько, что с небольшого расстояния просто не воспринимаются. Его Париж был серым, Неаполь - голубым, Гамбург - охристым. Его Алжир был белым. "Улица в Сиди-Бу-Сайде" и другие работы алжирского цикла эмоциональны и очень романтичны. Именно в Северной Африке Марке впервые начал писать грозы и штормы. Именно Северная Африка и особенно Алжир дали Марке возможность более точно, глубоко воспринимать написанные во время путешествий европейские пейзажи.

Жена Альбера Марке - Марсель была профессиональным литератором (ее псевдоним - Марсель Марти). После смерти мужа, с которым они прожили 26 лет, друзья посоветовали ей написать книгу о нем. Вот как она описывала свою первую встречу с Марке: "Я очутилась перед Марке - маленьким, с виду застенчивым и как бы растерянным. Он приводил меня в замешательство, так мало походил на людей, которых я до сих пор знала. Я водила его по улицам и дорожкам Алжира; он говорил мало, больше улыбался".

В последние годы жизни Марке очень болел, и Марсель однажды робко спросила у него:

- Я тебя никогда не стесняю? На что художник ответил:

- Никогда. В твоем присутствии я могу оставаться наедине с самим собой.

В конце жизни Марке поселился в Париже, на улице Дофин, 1, в доме, из окон которого было хорошо видно Сену и Новый мост, которые он так любил писать.

Годы Второй мировой войны художнику пришлось провести в Алжире. Он, как и вся прогрессивная французская интеллигенция, открыто выступал против фашизма и был занесен в черные списки. Даже тяжело болея, продолжал рисовать. В 1945 году Марке вновь возвратился в Париж. После тяжелейшей операции, перенесенной в 1947 году, Марке неожиданно встал и написал еще восемь холстов. Восемь последних своих холстов...

14 июня 1947 года его не стало.

После него остался его Париж - необычный, влекущий, серебристо-серый Париж Альбера Марке...

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?