Художник Илья Клейнер
О художнике | Работы | Фото | Видео | Отзывы | Библиотека | Обратная связь

Павел Кузнецов

Павел Кузнецов

Кузнецов ПавелВарфоломеевич (1878-1968) - русский живописец. Одни называли его "русским гогенидом". Другие, когда он писал "Степи и верблюдов",- ориенталистом. Третьи - художником с "мусатовским тоном"... А он оставался Павлом Кузнецовым. Близкие друзья, было время, звали просто Паоло. Уже во второй половине XX века, во время одной из последних выставок Кузнецова на Кузнецком мосту, Юрий Щеглов рассказал художнику удивительную историю одного из его полотен, которое называлось "Две корзины".

В июне 1941 года немецкие самолеты бомбили Киев. От сотрясения картина "Две корзины" сорвалась со стены и упала. Сначала свернутое в трубку полотно путешествовало вместе с владельцами, потом с бригадой артистов - у самой линии фронта, пока не попало в эвакуацию, в тыл, где мальчик чуть не выменял его за табак. Потом его отнесли за кулисы Киевского театра имени Ивана Франко, и там какой-то художник, увидев этот полный свежести натюрморт, воскликнул: "Какой приятный розовый Кузнецов!"

Павел Кузнецов выслушал эту историю, а потом поинтересовался, не производят ли эти цветы несколько колючее впечатление, как будто они сорваны в поле, где все немного острее - и цветы, и ветер... Да, он не просто писал, он чувствовал натуру.

И еще все, кто знал Кузнецова, отмечали его удивительную способность всегда видеть пространство картины в целом. Находясь под влиянием Борисова-Мусатова, он часто переосмыслял сны и мечты, которые смешивались с реальностью. Плоскостно-линейные ритмы, мерцающий колорит создавали аналогию с музыкальным, литературным символизмом. В картинах так называемой "степной" или киргизской серии Павел Кузнецов умело сочетал декоративную обобщенность и тонкую градацию цветовых оттенков. Этот удивительный художник всегда склонялся к монументальности и даже пробовал использовать в своих станковых картинах технику настенных росписей, в частности секко. В его картинах есть поэзия и динамика, они полны воздуха и света. И хотя в них нет ничего вызывающего, они очень оригинальны, неординарны. Сразу бросается в глаза независимость - независимость цветовых соотношений, цвета, тона и т. д. Кто-то из искусствоведов повторил в отношении творчества Кузнецова слова А. Блока: "Мы любим плоть - и вкус ее и цвет".

На выставках он всегда стремился показать себя разного, заботясь о том, чтобы зрители попробовали вместе с ним прожить его жизнь.

Родился Павел Варфоломеевич Кузнецов 15 нояюря 1878 года в Саратове, в семье садовода. Первым его учителем в искусстве стал преподаватель саратовской Школы изящных искусств итальянец Сальвини Баракки. В 1897 году Павел поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у В. Серова и К. Коровина, которые увлекли своих учеников поисками точной передачи пространства, воздуха и света. В 1900 году С. Дягилев пригласил Кузнецова принять участие в выставке "Мира искусства". Его картины сразу заметили и высоко оценили. В 1906 году он поехал в Париж, где его привлекли творческие искания не только импрессионистов, но и их преемников - П. Гогена, П. Боннара, А. Матисса.

В 1906-1912 годах Кузнецов активно участвовал в деятельности таких творческих объединений, как "Алая роза", в которое входили лучшие представители молодой саратовской и московской живописи, и "Голубая роза", которое стало знаком русского символизма. Вместе с Кузнецовым в этом объединении участвовали его земляки-саратовцы Борисов-Мусатов, Уткин, скульптор Матвеев, ростовчанин Сарьян, москвичи Крымов, Судейкин, Сапунов.

Написанные в 1905-1906 годах картины Кузнецова "Фонтан", "Голубой фонтан" и другие пленяют тонко переданным в красках настроением грусти, томления, ожидания чего-то невысказанного... Это мечты, перелитые в краски... Фигуры без четких очертаний, как бы размытые в пространстве картин, кажется, вот-вот готовы воспарить...

В 1906-1914 годах художник постоянно выставлялся в парижском Осеннем салоне, а с 1908 года был членом его жюри.

К 1910-м годам символизм, признанным лидером которого считался в России Павел Кузнецов, исчерпал свои возможности. Но живописец уже с 1908 года был пленен новыми темами и образами. Пока не началась Первая мировая война, он каждое лето по несколько месяцев проводил в заволжских степях, у киргизов и калмыков-кочевников. Загадочный для цивилизованного человека мир привлекал его своей первородностью. Бесконечные пространства степей и пустынь, ясная линия горизонта, небесный купол над пустой землей и простые бесхитростные люди возле своих юрт, стад, стада верблюдов и овец... Картины Кузнецова - это действительность, преображенная в соответствии с выведенными им самим формулами пластического совершенства., композиционной, цветовой гармонии. Его полотна - почти иконографические схемы. Конкретные степные и пустынные пейзажи преобразуются в "мир вообще", в образную философию бытия.

В "степных" картинах Кузнецова сразу бросается в глаза "горизонтальность", растянутость пространства. Вертикали появляются только в "бухарских" картинах. Особенно же интересен горизонт в так называемой киргизской серии. В написанных в 1910-х годах "Мираже в степи", "Дожде в степи", "Вечере в степи", "Весне в степи" главное - в соотношении земли и неба. Вертикали юрт, деревьев, фигуры верблюдов и людей как бы уравновешивают линию горизонта и плоскость земли.

До начала 20-х годов Кузнецов неоднократно возвращался к переосмыслению степных и бухарских впечатлений. А в 1923 году он выпустил, можно считать, итоговые серии литографий - "Горная Бухара" и "Туркестан". Сюжеты его работ становились все более разнообразными, а язык живописи - лаконичным и даже каноничным.

В 1914-1917 годах Кузнецов был на военной службе, а в 1917-1918 ему пришлось исполнять обязанности председателя солдатской секции в художественно-просветительской комиссии при Совете рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Его избирали членом Комиссии по охране памятников искусства и старины в Московском Кремле. Позже Кузнецов активно участвовал в преобразовании Училища живописи, ваяния и зодчества, до 1930 года преподавал в нем монументальную живопись.

Ему приходилось много путешествовать. Побывал в Крыму, Армении, Азербайджане, в 1923 году ездил по предложению В. Ленина в Париж для восстановления культурных связей с Францией. Ему приходилось работать в Коллегии Наркомпросса в Москве и Саратове, делать огромные живописные панно к революционным праздникам. В 1924 году Кузнецов стал одним из организаторов художественного объединения "Четыре искусства". В этот период он написал несколько необыкновенно выразительных портретов своей жены художницы Е. Бебутовой - она то в строгом темном, то ярком красном платье, то загадочно улыбается, то полна какой-то особой возвышенной задумчивости. В этих портретах отдаленным эхом звучит давнее увлечение художника кубизмом. Одной из лучших в его парижском цикле считается картина "Парижские комедианты", где художник вновь возвратился к своему излюбленному принципу "двойного преобразования" - ив несколько заостренной манере создал образы в образах.

В 1924 году в Париже в галерее Барбазанж была организована выставка работ Кузнецова и Бебутовой.

Съездив в 30-е годы в Ереван, Павел Кузнецов создал серию работ, посвященных строительству армянской столицы. Колористический строй этих полотен определяли красноватая земля и розовый туф. А повседневные сцены приобретали какое-то фантастическое звучание. Искусствоведы писали, что строительство города здесь сродни строительству Вавилонской башни. Мифологизированными воспринимаются и бакинские пейзажи с нефтяными вышками, написанные Кузнецовым приблизительно в это же время.

Женщины и девушки на картинах Кузнецова, например, на полотнах "Мать" и "Крестьянка", очень близки по иконографии к героиням классика русской живописи XIX века Венецианова. И Венецианов, и Кузнецов воспринимали повседневную жизнь не как быт, а как бытийность.

В 1947 году Кузнецов вернулся к преподаванию в Строгановском училище, где его назначили заведующим кафедрой монументальной живописи.

В последние десятилетия он написал много пейзажей, натюрмортов и портретов с натуры. Особенно полюбил он Прибалтику.

Натюрморты Кузнецова часто сравнивают с натюрмортами Сарьяна. Но Сарьян любил контрастные сочетания красок, а Кузнецов добивался особого внутреннего свечения, "благоухания" полутонов, которые создают впечатление, будто цветы рождаются из самого красочного пространства полотна...

Одному из молодых художников Павел Кузнецов сказал:

- Определение темного и светлого, взаимоотношение средних тонов - как и в музыке: тона, полутона, высокие ноты, низкие. Холст должен жить в насыщенности присущих характеристик, изобразительного внимания...

Это было его художественным кредо на протяжении всей жизни.

Павел Кузнецов умер 21 февраля 1968 года.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.




Выставка работ
Портрет
Декор-стиль
Пейзаж
Кабо-Верде
Натюрморт
Мозаика
Жанровые
Тема любви
Love-art
Религия
Соц-арт
Различные жанры
Памяти Маркиша
Холокост
Книги
Улыбка заката
На сквозняке эпох
Поэмы, рассказы
Кто ты, Джуна?